Не надо «ля»

«Пока дышу - надеюсь»
Блог Бориса Лившица

Детская площадка.

 дети

         Игра третья. Финал.

ИГРА ТРЕТЬЯ.

 

(Отец 2 на "взрослой половине, а сын 2 на детской площадке. Хорошо бы для этого диалога найти точное музыкальное сопровождение).

 Сын 2. Папа, а я хороший человек?

 Отец 2. Думаю, что да. Я знаю, да.

 - Но разве ... разве это поможет, когда будет действительно трудно?

 - Да.

 - Это спасёт меня, если я буду нуждаться в спасении? Если рядом будут только плохие люди и на мили кругом никого из хороших, что тогда?

 - Это поможет.

 - Это не очень-то радует, папа!

 - Хорошее – не гарантия для твоего тела. Оно важно для спокойствия духа.

 - Но иногда, папа, разве тебе не бывает так страшно, что...

 - ... дух не спокоен? (пауза).

 - Папа, а ты хороший человек?

 - Для тебя и для твоей мамы – да, я стараюсь. Но ни один человек не может назвать себя вполне хорошим. Я живу с собой уже целую жизнь. Я знаю о себе всё самое худшее...

 - И если всё это сложить?..

 - Что получится? Когда хороше или плохое приходит или уходит, я по большей части принимаю это спокойно, и поэтому со мной всё в порядке.

 - Тогда, папа, почему ты несчастлив?

 Пауза.

 Я хочу знать только это.

 - Хорошо. Мама спит крепко. Она не знает, что мы ведём здесь секретный разговор. Мы можем поговорить... Почему ты думаешь, что быть хорошим человеком, значит быть счастливым?

 - Я всегда так думал.

 - Но теперь учись думать иначе... Ведь быть хорошим – это ужасно трудно; люди напрягаются изо всех сил и в результате иногда ломаются. Я думаю, что пытаться быть хорошим – это всё равно что попробовать однажды ночью взбежать по стене... А как было бы замечательно, если бы ты мог просто быть прекрасным, поступать прекрасно, просто так, не думая. Но это трудно, верно ведь? Ведь бывает в холодильнике остаётся последний кусок лимонного торта, но он не твой, и ты лежишь среди ночи, весь в испарине, тебе ужасно хочется его съесть... Или – жаркий весенний день, а ты прикован к школьной парте, вдалеке же течёт река, такая прохладная, гремящая водопадом. Мальчишки слышат её зов за целые мили...

 Минута за минутой, час за часом, всю жизнь, это никогда не прекращается, никогда не кончается, и каждую секунду ты должен выбирать, быть хорошим или быть плохим – это и есть то, о чём тикают часы, то, о чём они говорят нам. Давай купайся или сиди на жаре. Ешь кусок торта или лежи голодный и честный.

 Итак, ты остаёшься на месте, но сказать тебе, в чё тут секрет? Однажды, оставшись на месте, не думай о реке или о куске торта, потому что иначе ты сойдёшь с ума... Играй же в эту игру, но только осторожно.

 - Сегодняшней ночью ты рассказал мне больше, чем я тебе. Я ещё немножко подумаю. Может быть, я скажу тебе ещё кое-что. Ладно?

 - Ладно, если ты захочешь.

 - Потому что, папа, ... я хочу, чтобы ты был счастлив.

 - Со мной всё будет в порядке.

 

(Во время этого диалога Отец 2 и Сын 2 постепенно приближаются друг к другу. Для них теперь нет никаких границ. Они понимают друг друга...

 Подходят другие дети. Они становятся в затылок друг другу как раз на границе. Спиной к залу. Появляются Отец и Сестра с Джимми).

 Отец. Подожди меня здесь, Кэрол. Я скоро вернусь. Я ... я только отведу туда Джима.

 Сестра. Хорошо. Я подожду.

 (От детской площадки отделяются два мальчика, один из которых Том, другой очень напоминает мистера Андерхила.

 К сцене с книгой в руках подошёл Автор. Пока он читает, на сцене должно происходить таинство превращения. Здесь режиссёр должен расстараться).

 

 Автор."Вот они, эти гигантские квадраты, “классики”, чудовищные “крестики и нолики”, какие-то цифры, треугольники и овалы, которые дети рисовали в этой неправдоподобной пыли.

 Налетел ветер, и мистер Андерхилл поежился от холода; он еще крепче сжал ладошку сына и, обернувшись, посмотрел на сестру. “Прощай”, — сказал он, ибо более не сомневался ни в чем. Он был на детской площадке, он знал, что она существует и что сейчас произойдет то, что должно произойти. Ради Джима он готов теперь на все, на все в этом ужасном мире. А сестра лишь засмеялась в ответ: “Что ты, Чарли, глупый!”

 А потом они с Джимом побежали по пыльной площадке, по дну каменного моря, которое гнало, толкало, бросало их вперед. Вот он услышал, как закричал Джим: “Папа! Папа!”, а дети окружили их, и мальчик на спусковой горке что-то кричал, а гигантские “классики”, “крестики и нолики” кружились перед глазами. Страх сковал тело мистера Андерхилла, но он уже знал, что нужно делать, что должно быть сделано и чего следует ожидать.

 В дальнем конце площадки в воздухе мелькнул футбольный мяч, со свистом проносились бейсбольные мячи, хлопали биты, мелькали кулаки. Дверь конторы управляющего была широко открыта, стол пуст, на стуле — никого, а под потолком горела одинокая лампочка.

 Андерхилл споткнулся, зажмурил глаза и, издав вопль, упал на землю. Тело сжалось от острой боли, странные слова слетали с губ, все кружилось перед глазами..."

 

 Песня Детской площадки.

 Мы в супруги возьмём себе дев с глазами

 Дикой лани; а если мы девы сами,

 То мы юношей стройных возьмём в супруги,

 И не будем чаять души друг в друге.

 Потому что у куклы лицо в улыбке,

 Мы, смеясь, свои совершим ошибки.

 И тогда живущие на покое

 Мудрецы нам скажут, что жизнь такое...

 

 Автор."— Ну вот и ты, Джим, — произнес чей-то голос.

 А мистер Андерхилл, зажмурив глаза, визжа и вопя, уже взбирался по высокой металлической лестнице; в горле першило от крика.

 Открыв глаза, он увидел, что сидит на самой верхушке отливающей свинцовой синевой горки не менее десяти тысяч футов высотой, а сзади на него напирают другие дети. Они толкают и бьют его, требуют, чтобы он спускался вниз, спускался вниз!

 Он посмотрел вниз и далеко в конце площадки увидел человека в черном пальто. Он шел к воротам, а там стояла женщина и махала ему рукой. Потом мужчина и женщина стояли рядом и смотрели на него. Они махали и кричали:

 — Не скучай, Джим, не скучай!

 Он закричал и, все поняв, в ужасе посмотрел на свои маленькие худые руки и на далекую землю внизу. Он уже чувствовал, как из носа сочится кровь, а мальчишка Маршалл вдруг очутился рядом.

 — Привет! — выкрикнул он и изо всех сил ткнул его кулаком в лицо. — Всего каких-нибудь двенадцать лет, пустяки! — Рев площадки заглушил его голос.

 “Двенадцать лет! — подумал мистер Андерхилл, чувствуя, как западня захлопнулась. — У детей свое чувство времени. Для них год все равно что десять. Значит, не двенадцать лет детства, а целое столетие, столетие этого кошмара!”

 

 

Песня детской площадки.

 (Теперь её поют и взрослые, и дети).

 Мы боимся смерти, посмертной казни.

 Нам знаком при жизни предмет боязни:

 Пустота вероятней и хуже ада.

 Мы не знаем , кому нам сказать "не надо".

 Наши жизни, как строчки, достигли точки.

 В изголовье дочки вночной сорочке

 Или сына в майке не встать нам снами.

 Наша тень длиннее, чем ночь пред нами...

 Почему всё так вышло? И будет ложью

 На характер свалить или Волю Божью.

 Разве должно было быть иначе?

 Мы платили за всех, и не нужно сдачи.

 

 

 

 

 


Комментарии

Jul 07, 2009, 23:30:35 Е.Е. написал:

А хорошо, а правда хорошо.
Браво!
я завтра еще раз перечитаю. Обязательно.

Jul 11, 2009, 13:08:02 Е.Е. написал:

http://liyaiovich.livejourn...
Не то чтобы обсуждение, но все-таки...

Jul 12, 2009, 02:44:09 Б.М.Л. написал:

Меня неделю не было дома, поэтому не сразу отвечаю. Страшно рад, что пьеса понравилась Вам, загорело-отдохнувше- евпаторская наша! Да вот и Георг похвалил. Почитал и горячую полемику у Вас на страничке. Интересно! Спасибо!

Jul 15, 2009, 00:47:00 Е.Е. написал:

а мне вот интересно, сколько я попала в авторский, тъкскъть, замысел?

Jul 15, 2009, 11:04:28 Б.М.Л. написал:

Нет, дорогая Елена Михайловна, о замысле не буду говорить. А скажу вот что: замечательно, что пьеса рождает разные отношения к конфликту, задевает что-то "родительское", которое, к слову сказать, у всех разное...
Попали Вы или нет в авторский замысел? И да , и нет. То же самое я сказал бы и Вашему другу по ЖЖ.

Jul 16, 2009, 00:17:49 Е.Е. написал:

Нет, ну я так не играю. В кои-то веки есть возможность у живого автора спросить про евойный замысел, а он отнекивается.

Jul 16, 2009, 10:05:58 Б.М.Л. написал:

Мне, Леночка, всегда кажется, что написанное не может предполагать никаких разночтений. А на поверку выходит, что это не так. (Вот недавно даже с Георгом по поводу "Социального заказа" письмами обменялись). И тогда я решаю: или написанное "болванка", а значит, требует доработки, или - дрянь, которую следует сжечь в топке паровоза, или я написал приличную вещь, которую читатель (?) принял, но по-раному прочитал.
Вот так уходят от вопроса "живые" писатели.

Jul 16, 2009, 14:47:45 Е.Е. написал:

А Вы переделывали Социальный заказ? Я читала тот вариант, который был сразу выложен.

Jul 16, 2009, 20:22:52 Б.М.Л. написал:

Незначительно, но переделал. Вот если бы вы, Елена, попробовали мне о новом варианте что-нибудь сказать. Повесть для меня дорога.
Конечно, был бы благодарен.

Jul 17, 2009, 02:04:48 Е.Е. написал:

Перечитала.
Если честно, я не помню, что там изменилось.
Социальный заказ - миссия невыполнима. И кажется, что не выполнена.
То бишь я не поняла вопроса, а следовательно, и ответа.

Что, нет героя? А ведь он есть. Уж хотя бы в лермонтовском разрезе есть. В повести в лермонтовском разрезе вроде и есть, но... Разве только в масках и социальных ролях-миссиях дело?

В данном случае завершенность важна. а ее нет. ИМХО, естественно.

Jul 17, 2009, 02:12:05 Е.Е. написал:

Да. Еще.
Вот это пост в ЖЖ гляньте, он вроде общедоступный, не подзамочный. Вроде в тему:

http://wozhyk.livejournal.c...

Jul 17, 2009, 10:25:12 Б.М.Л. написал:

Леночка, пожалуй, я получил ответ! И ещё подумал, что (я прочитал Дашин пост и комментарии к нему) эту повесть можно переделывать бесконечно, как и соглашаться с мудрыми ребятами, рассуждающими о смысле жизни...
Ибо: ТАК ЖИВЁМ! И БУДЕМ ЖИТЬ! Становясь лучше или хуже - другими!

Jul 17, 2009, 12:47:20 Е.Е. написал:

Это все чудесно, конечно... Но герой-то где? Вы ж его не написали. И ни один из авторов внутри повести его не написал. А сборный портрет и портрет сборища - это две разные вещи.

1. Либо писать Героя времени - то есть героя в контексте и авангарде.
2. Либо писать лермонтовского героя - то есть человека, выброшенного из контекста.
3. Либо с самого начала ставить под сомнение возможность реализации образа героя и идти вслед за писателями-персонажами.
4. Либо обмануть читателя, идти за писателями-персонажами, а потом в конце вывернуть абсурдность соцзаказа от издателя и своего героя (любого, в контексте или вне).

Jul 17, 2009, 14:45:16 Б.М.Л. написал:

Так вот с №3 и №4 я совершенно согласен!
Только вот с какими оговорками:

1. Нет смысла идти за писателями-персонажами, потому что они сами участники игры, придуманной стервангелами.

2. Читатель и так не должен верить, как не верит во всё социально заказанное. В этом как раз и есть абсурдность (государство и люди, живущие в государстве, мыслят разными категориями).

3. Оба писателя исчезают (таковы правила игры), потому что детки (стервангелы) УЖЕ сильнее. Это ИХ заказ.

Не исключено, Леночка, что сейчас пишу о том, чего в повести не заметно.
Значит, повесть - болванка. И над ней нужно ещё работать.

P. S. Пишу, боясь остановиться. Как Пенелопа за ткацким станком, пишу и "распускаю" написанное. Пытаюсь заткнуть дыру. Ведь МОЕГО 1 сентября уже больше не будет...

Jul 17, 2009, 22:35:09 Е.Е. написал:

Ага, заказ от деток - это да. Они их и порешили.

"Ведь МОЕГО 1 сентября уже больше не будет..."

Чего не будет?

Jul 18, 2009, 00:06:30 Е.Е. написал:

А почему бы все это не вынести на форум?

Jul 18, 2009, 09:53:22 Б.М.Л. написал:

В "летнем" форуме сонно. Но попробуем.

Jul 18, 2009, 09:55:29 Б.М.Л. написал:

Дык, выбросили меня из школы...
В Солигорске не нужен иностранный учитель литературы?

Jul 18, 2009, 11:55:12 Е.Е. написал:

Все о Соцзаказе ушло на форум: http://yarcenter.ru/forum/v...

Добавить комментарий

Эта запись закрыта для добавления комментарив.