September 04

Скоро выборы: кто, с кем, почем?

Опубликовал Alex

Итак, завтра, 4 сентября, в России официально стартует предвыборная кампания. Таким образом, именно сегодня - последний день, когда на эту трепетную тему можно высказаться более или менее свободно, то есть с поминанием конкретных имен вовлеченных в процесс персонажей и названий представляемых ими партий. Что ж, попробуем погадать на предвыборной гуще?



Предвыборный расклад в Ярославской области


Вопреки многим предсказаниям, предстоящая предвыборная кампания обещает стать и достаточно напряженной, и, соответственно, гораздо менее предсказуемой, чем можно было ожидать. В том числе и в Ярославской области.

Во-первых, несмотря на постоянные заклинания штатных пропагандистов о том, что жить стало лучше, жить стало веселее, для слишком многих рядовых граждан плоды экономического роста оказываются либо недоступными вовсе, ли-бо представляются слишком незначительными и, во всяком случае, не соответст-вующими ни их первейшим жизненным потребностям, ни их трудовому вкладу. К тому же свою лепту внесло и недавнее подорожание хлеба. Пока эти настроения не принимают сколько-нибудь организованных форм и даже, кажется, не вполне осознаются широкой массой, но опасность в том, что на такого рода фоне пово-дом к открытому возмущению может послужить любая на первый взгляд случай-ность, вроде какого-либо бытового инцидента, например, на национальной почве.

Во-вторых, просматривается явная, отчасти даже демонстративная нер-возность во властных структурах области, которая, в свою очередь, передается в административные низы на уровне муниципальных образований и – далее - рас-пространяется в более или менее широких массах электората. Очевидно, что и сам губернатор, и подавляющее большинство тех, кто «вовлечен и приобщен» к процессу политического руководства регионом, считают абсолютно нереальной поставленную федеральным центром задачу обеспечить «Единой России» на вы-борах 2 декабря не менее 50 процентов голосов. В то же время есть и понимание того, что именно от итогов этих выборов во многом будет зависеть дальнейшая судьба регионального руководства, в том числе и лично А. И. Лисицына. А значит, в свою очередь, губернатор может сделать соответствующие оргвыводы в отно-шении тех глав муниципальных образований, которые «не смогут обеспечить». Так, в течение только самого последнего времени Анатолий Иванович неодно-кратно повторял, что те главы, на чьих подведомственных территориях «Единая Россия» не наберет больше 45 процентов, могут не рассчитывать на поддержку области. Понятно, что сознание этой угрозы не способствует спокойной работе.

В-третьих, снова обострился так до конца и не урегулированный конфликт между губернатором и официальным лидером областной организации «Единой России» Н. И. Тонковым. При этом всем в области ясно, что в данной ситуации Москва (в том числе и федеральное руководство самой «Единой России») делает ставку именно на действующего губернатора, поскольку только он, полновластно распоряжаясь пресловутым административным ресурсом, способен обеспечить партии власти желаемый процент. Скорее всего, г-н Тонков оказался в роли раз-менной фигуры, которой его покровители на федеральном уровне попросту по-жертвовали при разработке условий предвыборных соглашений с губернатором. С другой стороны, несомненно, что в случае даже относительной неудачи «Еди-ной России» на декабрьских выборах именно Николай Иванович будет первым, кто укажет на Анатолия Ивановича, как на едва ли не единственного виновника. То есть, получается, что сегодня «команда Тонкова» фактически должна играть на поражение собственной партии, ибо только это оставляет им шанс удержаться в обойме политической (а значит, и экономической) элиты региона.

Наконец, всё это происходит на фоне фактического провала в области ад-министративной реформы. Очевидно, что подавляющее большинство новообра-зованных «поселений» (причем не только сельских, что в общем-то и ожидалось, но и городских) попросту нежизнеспособны и не в состоянии справиться с объе-мом возложенных на них полномочий. При этом межбюджетные отношения стали еще более запутанными и еще менее понятными даже для самих руководителей и администраций всех уровней. Что в преддверии зимы еще более обостряет си-туацию и прямо-таки провоцирует конфликты как между органами самоуправле-ния различных уровней (в первую очередь, по линии противостояния поселение – муниципальный район), так и в целом между системой муниципального само-управления как таковой и исполнительной вертикалью госаппарата.

Перечисленными проблемами, конечно, текущая социально-политическая ситуация в губернии отнюдь не исчерпывается, но именно данные вопросы, ско-рее всего, будут во многом определять ход и результаты предстоящих выборных кампаний. Именно поэтому они заслуживают особого внимания и рассмотрения.

Народ безмолвствует: тихий омут или болото?

Сегодня социально-политическую ситуацию в Ярославской области можно охарактеризовать в целом как весьма стабильную и вполне уверенно контроли-руемую. Протестные настроения локализованы в достаточно узком круге соци-ально активного слоя населения, прежде всего среди активистов КПРФ из числа людей старшего возраста, группирующихся вокруг второго секретаря обкома КПРФ А. В. Воробьева. Собственно, на данный момент это единственная органи-зованная политическая оппозиция на территории всей Ярославской области.

Примечательно, что после запрета НБП А. В. Воробьев категорически по-требовал от предводителя местных нацболов Г. А. Федорова не появляться на митингах и прочих мероприятиях КПРФ с символикой национал-большевиков, а самому Геннадию Андреевичу от-казал в праве выступлений. Причем прямо объяснил разрыв со вчерашним союз-ником тем, что не хочет дразнить власти и давать повод к возможным санкциям из-за участия в акциях коммунистов запрещенных нацболов. Это лишний раз сви-детельствует о том, что сам Александр Васильевич желает одного: встроиться в политическую систему региона, сменив в роли парламентского трибуна нынешне-го персека и депутата областной Госдумы С. Ю. Смирнова. То есть, протестные акции для него не самоцель, а средство решения сугубо тактических вопросов.

Вместе с тем на примере коммунистов видно, что именно люди старшего возраста остаются сегодня едва ли не единственным хотя бы относительно поли-тически активным социальным слоем. Это говорит также и о том, что именно они, пенсионеры, во многом определят результаты выборов. Во всяком случае, в Яро-славской области это так. Причем их радикальное отличие от всех прочих в том, что именно они поставлены в такое положение, когда основные требования (уве-личение пенсий, государственный контроль над ценами на товары первой необ-ходимости и тарифами ЖКХ, отставка М. Ю. Зурабова и т. п.) носят сугубо поли-тический характер и обращены в первую очередь к федеральному руководству. А поскольку сегодня именно коммунисты, и только они постоянно устраивают более или менее массовые акции под этими лозунгами, то можно ожидать, что на этот раз Ярославской организации КПРФ удастся ощутимо укрепить свои позиции сре-ди данной группы электората. Конечно, это не означает, что КПРФ, как на выборах в федеральную госдуму, так и на региональном уровне, сможет составить хоть сколько-нибудь серьезную конкуренцию «Единой России», но, скажем, выйти в общем итоге за пределы 10% коммунисты сегодня вполне в состоянии. Тем более что к ним, скорее всего, отойдет и часть бывшего электората «Родины» из числа тех, кто был не согласен безропотно вливаться в ряды «Справедливой России».

Правда, этому может помешать противостояние двух первых лиц регио-нальной организации, поминавшихся А. В. Воробьева и С. Ю. Смирнова. Причем, если С. Ю. Смирнов практически безоговорочно поддерживается федеральным руководством КПРФ и Г. А. Зюгановым (на взаимной основе), то за А. В. Воробье-вым стоит наиболее активная часть членов партии в областном центре, которые, судя по всему, готовы на самые решительные действия вплоть до раскола. Сей-час ситуация уравновешивается пониманием обоих лидеров, что в случае такого варианта пострадают все, в том числе и они сами. Однако, если федеральное ру-ководство КПРФ откажет А. В. Воробьеву в гарантиях проходного места в регио-нальном списке, то междоусобица в среде ярославских коммунистов обострится до предела. Просто потому хотя бы, что вполне оформилась группа активистов, которые считают соглашательской политику нынешнего руководства КПРФ как на федеральном, так и на региональном уровне, и они так или иначе будут подталки-вать своего вожака А. В. Воробьева ко все более и более решительным шагам.

При всем том вряд ли даже А. В. Воробьеву удастся по мере приближения даты выборов развернуть более или менее массовое протестное движение. Ско-рее всего, придется опять ограничиться периодическими массовками с участием всё тех же активистов из числа завсегдатаев подобных мероприятий. Разве что по случаю 90-й годовщины Октября привычная демонстрация будет чуть более мас-совой. Однако и здесь две - две с половиной тысячи представляются пределом.

Особенностью самого последнего времени можно считать то, что А. В. Воробьев всерьез заинтересовался проблемами застройки исторического центра го-рода, причем ради этого пошел даже на формальный союз с еще недавно нена-вистным ему А. А. Симоном, бывшим депутатом муниципалитета, ведущим свою личную войну с мэром Ярославля В. В. Волончунасом, с подачи которого коммунисты в данный момент пы-таются инициировать референдум по вопросу о полном запрете любого строи-тельства в исторической части Ярославля. Очевидно, что тем самым они пытают-ся привлечь к себе все сколько-нибудь значительные по численности и значимые в общественно-политическом плане силы, способные к более или менее реаль-ному противостоянию с действующей региональной властью. Об этом же свиде-тельствует и неожиданное появление все того же А. В. Воробьева на «Ярославль-кондитере» в качестве доверенного лица прежнего руководителя Сергея Сушкова. Активизировать забастовочное движение в регионе, в первую очередь, в самом Ярославле – заветная мечта не одного только А. В. Воробьева. Однако сегодня представляется весьма маловероятным, что в обозримой перспективе кому бы то ни было удастся сподвигнуть к этому какой-либо рабочий коллектив. С другой сто-роны, у этого решения может быть и вполне меркантильная подоплека, поскольку А. В. Воробьев, насколько известно, твердо вознамерился на этот раз стать хоть каким-нибудь депутатом: федеральной или областной думы, а на худой конец и муниципалитета Ярославля. При этом он отдает себе отчет, что обком КПРФ и лично С. Ю. Смирнов сделают все, чтобы так или иначе этому воспрепятствовать, поскольку сие будет означать фактическую смену власти в региональной органи-зации КПРФ, так что деньги на предвыборную кампанию ему крайне необходимы.

Как уже говорилось, в нынешних условиях поводом для резкого обостре-ния социально-политической обстановки в регионе может послужить либо какое-то случайное чрезвычайное происшествие на национальной почве, либо доста-точно масштабный террористический акт со значительным количеством жертв. Однако и в этих случаях основным требованием может быть лишь неизменное «наведение порядка» и усугубление мер общественной безопасности. То есть, и в рамках такого крайне нежелательного варианта народ в большинстве своем лиш-ний раз выразит поддержку твердой линии президента и потребует того же от ме-стной власти. С другой стороны, очевидно, что сейчас в регионе нет ни одной хотя бы минимально значимой общественно-политической силы, заинтересованной в подобном чрезвычайном обострении ситуации, кроме разве что отдельных персо-нажей скорее даже не политического, но клинического характера.

Муниципальные преобразования

Несомненно, наиболее громким событием минувшего лета следует счи-тать продолжающийся и по сию пору сериал с возбуждением целой череды уго-ловных дел против мэра Рыбинска Е. Н. Сдвижкова, его арестами, освобожде-ниями, поспешными заявлениями губернатора и т. д. При этом если не бОльшая, то весьма значительная часть населения области пребывает в уверенности, что дело отнюдь не в очередном приступе борьбы с коррупцией, но именно в личном конфликте Е. Н. Сдвижкова с А. И. Лисицыным. Тем более что и сам губернатор лишь добавил оснований для подобных умозаключений, поспешив не просто об-народовать свое заявление по поводу дела рыбинского мэра, но и фактически поддержав действия прокуратуры, а также продемонстрировав, что не сомневает-ся в виновности Е. Н. Сдвижкова. Однако, чем дальше, тем яснее, что у прокура-туры будут очень большие хлопоты с более или менее убедительными доказа-тельствами по этому делу, а неизбежный в любом случае скандал губернского масштаба в состоянии ощутимо повредить прежде всего самому губернатору, так что наиболее вероятным представляется всемерное затягивание дела по крайней мере до окончания предвыборной кампании. Путем, скажем, последовательного предъявления общественности всё новых и новых преступлений рыбинского гра-доначальника и открытия всё новых уголовных дел. Конечно, не приходится ожи-дать «всенародного возмущения» даже в масштабе отдельно взятого города Ры-бинска, но, с другой стороны, прекращение дела или оправдание Е. Н. Сдвижкова способно нанести определенный ущерб репутации А. И. Лисицына и усилить по-зиции других глав муниципальных образований области, даже в той или иной сте-пени подтолкнуть их к более решительным возражениям против избранной регио-нальной властью модели осуществления в области административной реформы.

Исходя из этого очевидно, что личными отношениями Евгения Николаеви-ча и Анатолия Ивановича суть проблемы отнюдь не исчерпывается. Особенно ес-ли вспомнить, что незадолго до этого практически аналогичные конфликты у гу-бернатора возникали с главами Переславского и Ростовского муниципальных рай-онов Х. С. Шопаровым и В. И. Пойкалайненом. И если переславский глава Х. С. Шопаров предпочел прислушаться к настоятельным рекомендациям руководите-ля региона и скоропостижно подать в отставку, то В. И. Пойкалайнен довольно легкомысленно игнорировал недвусмысленные намеки до тех пор, пока едва ли не одновременно с Е. Н. Сдвижковым оказался под следствием все по той же ста-тье о превышении служебных полномочий. Что еще более примечательно, он был отстранен от исполнения, в чем, судя по всему, и состоит основной замысел: лю-бой ценой и как можно скорее сменить руководство муниципальных образований.
Потому что вряд ли случайным совпадением является тот факт, что все без исключения главы муниципальных образований, внезапно утратившие дове-рие губернатора (а тот же Е. Н. Сдвижков является, как известно, его личным вы-движенцем), возглавляют территории, наиболее привлекательные для московских строительных инвесторов. И проблемы у всех начались практически одновремен-но с приходом в область столичных строителей в рамках программы «Луж-ков-Лисицын». Таким образом, речь может идти о борьбе за право распоряжения теми финансовыми потоками, которые приходят вместе со сторонними инвесто-рами. Примечательно, что едва ли не все более или менее крупные сделки с внешними инвесторами не просто идут лично через губернатора и соответствую-щие департаменты областной администрации. Более того, главы муниципальных районов фактически отстраняются от всякого весомого участия в этих процессах. Просто «по итогам» проведенных переговоров их знакомят с условиями достигну-тых договоренностей и предлагают создать условия. В большинстве случаев это, что называется, проходит, однако нетрудно предвидеть, что рано или поздно му-ниципальные власти потребуют свою куда более весомую долю в сравнении с нынешним положением. Исходя хотя бы из того понимания, что в результате ад-министративных преобразований из рук глав муниципальных образований власть (соответственно, и деньги) уходит в обоих направлениях вертикали: вниз – главам городских и сельских поселений и вверх – уже не только областной администра-ции и губернатору, но и сторонним инвесторам, на которых они практически не имеют рычагов влияния, ибо те свои проблемы предпочитают решать с областью.

Собственно, процесс уже пошел, о чем свидетельствуют не только поми-навшиеся уголовные дела, но и ситуация, сложившаяся со скоропостижным при-нятием областного закона о разграничении полномочий при распоряжении зе-мельной собственностью в муниципальных образованиях. Понятно, что в первую очередь это касается Ярославля и лично В. В. Волончунаса, причем очевидно, что Виктор Владимирович это именно так и воспринял с самого начала. Вообще в этой связи можно говорить о радикальном изменении региональной политики гу-бернатора в целом. Если до определенного времени Анатолий Иванович делал все возможное, чтобы любой ценой оградить область как от пристального внима-ния со стороны политического руководства страны, так и от экономического при-сутствия федеральных, прежде всего, очевидно, московских структур, то сейчас именно он выступает в роли проводника внешнего капитала, демонстрируя при этом, что готов не останавливаться и перед решительными мерами воздействия.

И теперь уже главы муниципальных образований, как тот же В. В. Волон-чунас, вынуждены брать на себя функцию защиты отечественного производителя на муниципальном уровне, то есть по мере своих возможностей ограждать биз-нес-интересы доморощенных олигархов. Правда, и сами возможности эти весьма ограничены, да и просто плевать против ветра не так уж много желающих, однако хоть какие-то, пусть демонстративные, меры принимать все равно приходится, по-скольку есть определенные обязательства перед теми, кто всегда, как правило, были в числе главных спонсоров предвыборных кампаний едва ли не всех без изъятия действующих глав муниципальных образований. И здесь тоже примером может служить позиция В. В. Волончунаса: посопротивлявшись для приличия, он в конце концов пошел практически на все условия, выдвинутые губернатором.

Таким образом, определенная часть воротил регионального и муници-пального масштаба не могла не ощутить себя в роли брошенной жены. В резуль-тате и в среде губернской бизнес-элиты намечается определенный раскол аккурат по отношению к таким вот резким колебаниям региональной генеральной линии. Например, те же сетевые торговые сети, причем не только федерального, но и международного уровня, буквальное нашествие коих переживает сейчас Яро-славль, прямо угрожают не просто прибылям, а и самому существованию всей системе мелкооптовой и розничной торговли регионального масштаба. Понятно, что формирование более или менее открытой оппозиции этому курсу попросту неизбежно, однако ясно и то, что результат этого противостояния известен зара-нее. Судя по всему, А. И. Лисицын, как человек опытный и искушенный политик, отлично все это сознает и принял решение возглавить процесс, остановить кото-рый он все равно не в силах. Но он-то может себе это позволить, а кто-то и нет.
Уже отмечалось, что к главам муниципальных образований области все больший интерес проявляет партия «Справедливая Россия» и лично А. В. Чуев. На состоявшемся недавно собрании глав муниципальных поселений области он прямо предложил партийное покровительство, в первую очередь, главам сельских поселений в их возможном противостоянии с главами муниципальных районов. Которым, в свою очередь, ранее обещал то же самое, но уже в их отношениях с региональной властью. Цель очевидна: любой ценой вклиниться в систему отно-шений внутри самой региональной вертикали власти, сделавшись таким образом если не равноправным (пока), то хотя бы более или менее значимым партнером «Единой России» в аппаратно-административной среде. Однако пока такого рода претензии и амбиции представляются совершенно безосновательными.

Вообще, следует отметить особо, что такого рода тактика, в том числе и накануне предвыборной кампании, может рассматриваться как внешнее проявле-ние гораздо более интересного и значимого процесса. Очевидно, что уже не толь-ко на федеральном или региональном уровне, но и на уровне муниципальных об-разований политика как таковая все более уходит из публичной сферы, оконча-тельно скукоживаясь до масштаба сугубо аппаратных игр в рамках действующей административно-номенклатурной иерархии. То есть, на смену борьбе с системой все той же пресловутой исполнительной вертикали приходит борьба за то, чтобы занять в этой системе более или менее значимое место. Речь, таким образом, может идти о том, что к концу второго срока своего правления президенту В. В. Путину удалось добиться главного: политический процесс в стране полностью контролируется действующей исполнительной властью и целиком идет в рамках этой системы. Одним из следствий этого, в числе прочего, является и то, что се-годня практически исключается возможность прихода к власти не то что экстреми-стских, но и сколько-нибудь радикально настроенных элементов. Следовательно, любые более или менее ощутимые для широких слоев населения «потрясения» в общественно-политической и социально-экономических сферах сегодня могут быть инициированы только и исключительно самой же властью. Иначе говоря, любая общественная инициатива (от всенародной борьбы с коррупцией, скажем,и вплоть до вопроса о статусе того или иного муниципального образования) может получить развитие лишь в случае официальной санкции со стороны власти.

Политические партии

«Единая Россия». Вновь, причем в который уже раз обострившийся кон-фликт между А. И. Лисицыным и Н. И. Тонковым, конечно, лишь внешне носит ха-рактер личного противостояния. На самом деле речь, скорее, идет всё о том же: кто в доме хозяин. Н. И. Тонков прекрасно понимает, что при действующем губер-наторе А. И. Лисицыне ни у кого в регионе нет шансов составить ему более или менее весомую конкуренцию в претензиях на роль более или менее самостоя-тельного центра власти. Ни у какого-либо отдельно взятого конкретного персона-жа, ни у той или иной общественной организации или политической партии, вклю-чая и номинально-официальную партию власти в лице всё той же «Единой Рос-сии». Понятно, что амбициозного и болезненно самолюбивого Николая Ивановича давно уже перестала устраивать роль мальчика на побегушках у единого и неде-лимого хозяина губернии, тем более сам этот хозяин категорически заявляет, что по крайней мере до 2010 года он штурвала из рук не выпустит.

Очевидно, однако, что в регионе в сущности уже сегодня сформировалась близкая к критической «кадровая масса» из тех представителей, в первую оче-редь, среднего бизнеса губернского масштаба, которые считают себя вполне го-товыми взять в свои руки процесс управления областью. В то же время и в самой региональной организации «Единой России», насколько известно, нарастает если еще не недовольство, то уже вполне отчетливо выражаемое недоумение: да, пар-тия власти, а дальше? Что мы конкретно с этого имеем? Им становится слишком тесно под плотной опекой старших товарищей. Пока губернатору удается сдержи-вать напор путем «выхватывания» наиболее вероятных и перспективных кандида-тов в вожди новой губернской оппозиции (от В. Ю. Блатова до О. И. Виноградова), но на всех постов в губернаторском окружении в любом случае не хватит. «Про-давливание» И. И. Скороходовой ясно показало: с одной стороны, губернатор не доверяет никому из новых своих приближенных, а, с другой, ему уже не на кого опереться. И, скорее всего, именно «Единая Россия» будет в обозримой перспек-тиве тем центром кристаллизации, в рамках которого станет формироваться но-вый противовес как областной администрации, так и лично губернатору.

«Справедливая Россия». Организационное бессилие – вот, пожалуй, наиболее подходящий диагноз для оценки текущего положения в региональной организации ярославских эсеров. При всех благоприятствовавших исходных предпосылках за последние полгода они, практически ничего не сумев приобрести нового, умудрились растерять даже многое из того, что имели на старте. Накануне официального начала предвыборной кампании речь может идти уже даже не о том, смогут или нет они составить более или менее реальную конкуренцию «Еди-ной России», но о том, смогут ли они вообще преодолеть 7-процентный барьер.

Во многом это объясняется тем, что А. И. Цветков демонстративно от-странился от повседневного процесса текущей деятельности регионального отде-ления, заявив, что «на Чуева работать не буду». Кстати, эту его позицию разделя-ет довольно значительное число местных эсеров, особенно из бывших членов «Родины». К тому же в последнее время стали появляться странные слухи насчет махинаций с тиражом газеты «Справедливая Россия»: деньги на тираж (200 ты-сяч) перечисляются исправно, выпуски выходят регулярно, А. В. Чуев поставил задачу, чтобы газета была в каждой квартире Ярославле, однако до сих пор в большинстве районов города эту газету мало кто видел. В связи с этим и в самой региональной организации «Справедливой России», и околополитических кругах губернии пошли крайне нелестные и для эсеров в целом, и для А. И. Цветкова лично разговоры о судьбе расходуемых по этой статье партийных средств. На-сколько известно, самого А. И. Цветкова эти сплетни весьма задевают, но он отго-варивается тем, что практически ничего не контролирует в аппарате региональной парторганизации. Интересно, что В. И. Кротик, при всем внешнем подобострастии к «нашему знамени» в лице А. И. Цветкова, всячески отстраняет его от реального участия даже, скажем, в печати и распространении той же газеты «Справедливая Россия». Фактически сегодня никто в ярославском отделении эсеров, включая да-же А. В. Чуева и А. И. Цветкова, не в курсе того, как на самом деле всё обстоит с выходом партийного органа и расходованием выделяемых под это средств. По-этому в случае скандала эффект может получиться и оглушительным, и разруши-тельным по последствиям как для ярославских эсеров, так и для А. И. Цветкова.

СПС и «Яблоко». В последнее время так называемые демократические партии фактически прекратили сколько-нибудь активную общественно-политическую деятельность. Для их реанимации, хотя бы на период предвыбор-ной кампании, потребуются столь значительные финансовые вливания, что по-добный вариант представляется весьма маловероятным. Если судить по недавно появившимся в Ярославле в значительных количествах билбордах с образом ны-нешнего вождя СПС Н. Ю. Белых, то предвыборная тактика сведется в основном к размещению в местных СМИ пропагандистских материалов, подготовленных фе-деральным руководством и рассылаемых в регионы. Соответственно, это будут материалы, нацеленные на прохождение в Госдуму РФ хотя бы минимального ко-личества кандидатов от СПС. Очевидно, что немногочисленные оставшиеся ме-стные товарищи во главе с последним из патентованных демократов Я. И. Юди-ным будут при сем только присутствовать. Кажется, большее из того, на что еще могут претендовать ярославские правые, это провести все того же Я. И. Юдина в депутаты муниципалитета Ярославля. Хотя и на весенних выборах в областную думу он тоже, практически гарантированно, выставится по одномандатному окру-гу, хотя и с минимальными шансами, особенно учитывая укрупнение округов.

Аграрная партия России. Неоднократно говорилось о том, что благодаря В. Г. Шамину и при благожелательном нейтралитете со стороны администрации области АПР на территории губернии может переползти заветный барьер в 7 про-центов. Особенно если председатели сельхозкооперативов получат разнарядку по количеству голосов и будут осуществлять личный надзор. Вместе с тем необ-ходимо в данном случае учитывать и то, что вряд ли администрация захочет рис-ковать теми дополнительными 3-5 процентами, которые могут очень даже приго-диться «Единой России». Поэтому общие электоральные перспективы АПР пред-ставляются крайне сомнительными. В наиболее вероятном варианте именно диа-пазон в 3-5 процентов они и попадут на федеральных выборах. На выборах гу-бернской думы процент может быть чуть выше, но не намного – 5-7 процентов.

А. Н. Грешневиков. Как ни странно сие может показаться, но А. Н. Греш-невиков на территории Ярославской области вполне способен сыграть роль от-дельной партии. Собственно, едва ли не единственной подлинной политической интригой предстоящих выборов можно считать то, под каким флагом выступит А. Н. Грешневиков на этот раз: будет ли это партия «Народная воля» им. С. Н. Бабу-рина, некий «Народный союз» на основе той же партии, либо что-то другое. Во всяком случае, в региональном руководстве «Справедливой России» до самого последнего момента всерьез опасались того, что Анатолий Николаевич сотова-рищи устроит переворот и захватит ярославских эсеров в свои руки. И даже пред-принимали (по прямому указанию А. В. Чуева) кое-какие превентивные меры по дискредитации потенциального конкурента. Еще более экстравагантно, как из-вестно, поступила «Единая Россия»: они попросту включили А. Н. Грешневикова в свой предварительный список, даже не заручившись его согласием. Во всяком случае, такова была официальная версия сторон. Которую, однако, никто публич-но не опровергал, просто фамилия А. Н. Грешневикова исчезла как-то сама собой. Вероятно, резонанс получился уж слишком громкий и неприятный, опять же, для обеих сторон. В итоге, бессменный депутат всех созывов Госдумы РФ с момента второго рождения оной (а до того и Верховного Совета РСФСР) оказался в ситуа-ции, когда он практически гарантированно лишается своего статуса федерального депутата. В то же время сохраняя весьма весомые шансы на обретение статуса депутата областной госдумы по одномандатному округу. Определенной сенсаци-ей губернского масштаба самого последнего времени стало известие о достигну-той договоренности между А. Н. Грешневиковым и С. М. Мироновым (при посред-ничестве все того же А. И. Цветкова) о «замене» в ярославском региональном списке эсеров первого номера: А. В. Чуева на А. Н. Грешневикова. Более того, будто бы именно А. Н. Грешневикову было обещано и место официального руко-водителя будущей фракции «Справедливой России» в составе будущей Госдумы РФ пятого созыва. Однако, есть два фактора, которые ставят данный вариант под сомнение. Во-первых, для этого самому А. Н. Грешневикову надо официально расплеваться с партией «Народная воля» им. С. Н. Бабурина. То есть, официаль-но оформить свой выход, прекращение членства и т. д. Только после этого снача-ла региональная конференция, а потом и партийный съезд «Справедливой Рос-сии» сможет утвердить его кандидатуру. Что тоже еще далеко не предрешено в силу целого ряда обстоятельств, прежде всего из-за возможной оппозиции мест-ных товарищей из числа бывших членов блока «Правда. Порядок. Справедли-вость» им. А. И. Цветкова во главе с В. И. Кротиком, которые сейчас держат в ру-ках аппарат регионального отделения «Справедливой России» и прекрасно пони-мают, что в таком случае их оттеснят от корыта выдвиженцы А. Н. Грешневикова. Во-вторых, уже после перехода под знамена «Справедливой России» А. Н. Греш-невикова, в ряды эсеров влился небезызвестный А. В. Митрофанов, бывший зам В. В. Жириновского. Очевидно, что некие гарантии он получил лично от С. М. Ми-ронова, причем, скорее всего, это могут быть гарантии относительно статуса А. В. Митрофанова в будущем составе Госдумы РФ. Променять пост зама В. В. Жири-новского на аналогичное положение при А. Н. Грешневикове представляется бо-лее чем сомнительным. Следовательно, здесь вся борьба еще впереди.

Выводы

В целом, можно констатировать следующее:

1. Социально-политическая обстановка в Ярославской области весьма стабильная, уверенно контролируется исполнительной властью региона и полно-стью определяется действиями руководства страны и администрации области.

2. Ни одна из действующих на территории области политических партий (включая и «Единую Россию»), равно как и ни одно из общественно-политических объединений, общественных движений и всевозможных общественных организа-ций не в состоянии сегодня оказать сколько-нибудь ощутимое влияние ни на на-строения более или менее широких слоев населения, ни и на действия регио-нальной исполнительной власти. Фактически администрация области и губерна-тор А. И. Лисицын находятся в таком положении, когда они могут позволить себе считаться с общественным мнением региона точно в той мере, какую сами сочтут необходимой, возможной и желательной для себя.

3. В свою очередь, региональной власти в общем удается поддерживать среди значительной, можно даже сказать большей части населения настроения уверенности в том, что уровень жизни в Ярославской области ощутимо более вы-сокий, чем в любой из сопредельных губерний. Обеспечивая тем самым весьма высокий процент тех, кто в целом одобряет прежде всего социальную политику действующего руководства губернии и лично губернатора А. И. Лисицына. На се-годня личный электоральный рейтинг губернатора (если бы выборы состоялись в ближайшее воскресенье) можно оценить в диапазоне 60-65% как минимум. При-мерно на таком же уровне находится и текущий электоральный рейтинг мэра Яро-славля В. В. Волончунаса.

4. Несомненно существующий в массах «потенциал недовольства», хотя и является довольно значительным (в целом, общественные настроения на терри-тории области можно оценить примерно так: до 15-20% «очень недовольны»; а еще 25-30% «скорее недовольны», при этом основную массу (35-40%) можно отнести к тем, кто «в общем удовлетворен»), но причинами недовольства служат исключительно экономические факторы. При этом из этого числа недовольных количество тех, кто готов активно выступать в защиту своих экономических прав, можно оценить примерно на уровне 5-7%. То есть, даже при некотором ухудше-нии экономического положения (скажем, из-за внезапного подъема цен на тот или иной жизненно важный продукт: от хлеба до бензина) вероятность развертывания забастовочного движения или других активных форм общественного протеста ос-тается крайне низкой. За единственным исключением: акции протеста против за-стройки площади Волков и точечной застройки в историческом центре Ярославля вообще. Однако и здесь трудно представить более 30-50 участников. Подавляю-щее большинство не пойдет дальше подписи под петициями протеста. И даже в случае постановки данного вопроса на общегородской референдум (который ста-нет ощутимой тактической победой как группировки коммунистов под водительст-вом А. В. Воробьева, так и лично А. А. Симона) вынесение вотума недоверия дей-ствующему руководству мэрии города представляется практически невероятным.

5. Весьма маловероятными представляются и сколько-нибудь масштаб-ные акции протеста политического характера. Опять же, за единственным исклю-чением: 3-4 митинга под предводительством А. В. Воробьева и примерно столько же пикетов у парадного подъезда администрации, «Холодмаша», теперь вот, ско-рее всего, еще и «Ярославлькондитера». При этом нынешней особенностью мож-но посчитать разве лишь то, что на сей раз А. В. Воробьев сделает все возмож-ное, чтобы исключить любые поводы для хотя бы формальных придирок к нему, как к организатору, со стороны правоохранительных и административных органов.

6. В обозримой перспективе значимым рубежом для выявления общест-венных настроений могут стать не столько парламентские или президентские вы-боры, сколько период январь-февраль, то есть неизбежное повышение тарифов и расценок на услуги ЖКХ. Несомненно, что на этот раз конкуренцию коммунистам в деле отстаивания интересов социально незащищенных слоев постараются соста-вить эсеры. При этом весьма сомнительно, что им удастся в этом сколько-нибудь ощутимо преуспеть, просто потому что в ярославской региональной организации «Справедливой России» нет ни умелых организаторов по этой части, ни хотя бы минимального опыта.

« Prev itemNext item »

Comments

Нет комментариев

Leave comment

Эта запись закрыта для добавления комментарив.