ТАЛАНТЛИВОЕ РУССКОЕ ПЕРО

Писатель Василий Галюдкин — мурманчанин по рождению. Здесь его литературная школа и первые творческие успехи. Но осмелюсь сказать, что наибольшее развитие его поэтический дар получил всё-таки в Ярославле, найдя благодарного читателя и издателя.

Родина, конечно, есть родина, - немало исповедальных строк посвятил он беломорью, землякам-северянам.

Синие озёра, чистые озёра,
Утки, гуси, ивы, камыши.
Отчий край, нагряну я не скоро.
Крайний Север, боль моей души.


Всё это есть в предыдущих его книгах «Гранит или бурьян», «Глоток святой воды» и других, издаваемых в Ярославле и Мурманске. Об этом же — неизбывной любви к природе и простому человеку — можно прочесть в многочисленных публикациях на страницах самых престижных газет и журналов страны.

Вообще говоря, поэт Василий Галюдкин — одинокий человек. Впрочем, по-другому и быть не может, ведь «кто не один — не может быть поэтом» (Ахмадулина). Одиночество — привилегия личности. Галюдкин не грохочет, не стремится к сиюминутному успеху, не играет в поэзию, а живёт ею и в ней, исповедуя «культ тихого слова». Драгоценное качество. Не зря же любимыми поэтами русский народ назвал тех, кто сказал: «Тихая моя родина...».

Василий Галюдкин никогда не жил легко, но всегда — свободно. В «надмирности» его не упрекнёшь. Хотя можно ли поставить в вину поэту то, что дышать он может лишь горним воздухом?.. Иной раз кажется, что всё кончено, нет сил сопротивляться быту. Но выручает муза, появляется новое дыхание и зрение, пробивается росточек жизни. И приходит тихое слово, свет и покой. И можно сказать: «Влачатся дни мои. И слава Богу, Что я — один, нет никого со мной». Или: «Моя лирика — плод моего одиночества».

Сдержанность, отсутствие всяческой амбициозности, естественная самостоятельность и отчётливость позиции — качества поэтической индивидуальности художника. Заметить не трудно: они в образе жизни и в творчестве Василия Галюдкина. Голос его спокоен и ровен, искренен и крепок. Он способен на такие откровения, по которым всегда тоскует душа человеческая.

Поэтический язык Василия Галюдкина прост и ясен, без надуманных красивостей, и в то же время необычайно выразителен и ярок.  Конечно, такая художественная высота достигается лишь большой и постоянной работой души при наличии, естественно, дарования. Василий Иванович безукоризненно выполняет «поручение от Бога», бережно принимает и с любовью облекает в слова то, что «с небес слетает  к нам».

Владеет Он дождями, снегом, жаром,
И творческим полетом, и душой!
Не я распоряжаюсь своим даром:
Небесный Царь один владеет мной!

Читая Галюдкина, всегда вспоминаю слоим Венедикта Ерофеева: «Писать надо с дрожью на губах». Порнографам, несущим околесицу, пономарям, гнусавящим о «блудняке», настоящая литература «не в кайф», она вызывает у них агрессивное неприятие. А поэты — хрупкая субстанция. Они не борцы, крючкотворство не их дело. Их дело — «...творчество, и чудотнорство». Правда, без помощи, бывает, не обойтись. II помощники v Василия Галюдкина — на славу: Некрасов, Тютчев, Никитин, Фет, Есенин, Рубцов. Он часто обращается к ним за советом и помощью, нашими учителями, и находит отклик и утешение. «Брат мой, учитель любимый, Музы российской алмаз…», - обращается он к И.З.Сурикову.

Не всегда Василий Галюдкин нежно-лиричен и задумчиво философичен. Близка ему и остросоциальная тема. Здесь он так же свободен и независим, «к ногам народного кумира Не клонит гордой головы».

Валюты нет, вся жизнь разбита.
В стране рабов, в стране господ
Поэтам - ржавое корыто,
Пиратам - белый теплоход.

Мотивы «ухода» в творчестве русских поэтов — тема весьма трагическая. То, что говорить об этом опасно прежде всего для самого автора — факт известный. И надо иметь немалое мужество встать на путь поэтов-пророков, поскольку одной самооценкой обойдёшься. У Василия Галюдкина печали и грусти – предостаточно. Но то и другое - не гнетущее и мрачное, а лёгкое и светлое. По крайней мере, не лишающее надежды и веры. Помните, у Блока: «Чем хуже жизнь, тем лучше творчество». А вот у Галюдкина: «Чем жизнь черней, тем лирика светлей!».  И здесь нет перепева, подражательства, а есть постижение истины. Поэт имеет право сказать вслед за учителями: «Путь поэтов России — страдальческий путь». («Братья писатели, в нашей судьбе Что-то лежит роковое...» - Н.А.Некрасов).

Василий Галюдкин не из тех, кто заказывает свою судьбу. Она у него предопределена. И поэтому не может его не заботить судьба отечественной словесности, стоящей сегодня на коленях перед мамаями от псевдо- и антилитературы.

Как нам вернуть любовь к духовной пище,
К российским возрождённым пепелищам,
К талантливому русскому перу?

В стихах Галюдкина много птиц. Душевно любит он голубей, чаек, скворцов, снегирей, синиц, ворон, воробьев. Такая уж у него, видно, крылатая душа. «Гули-гули, голубок почтовый...», «Я голубей подкармливал крупой», «Хорошо мне с вами, галки...» - много не подменного чувства в этих вещах. Но это не «белозубые стихи» (Мандельштам), это продукт сердца. Поэтому и рождаются такие строки:

Но я свободен, словно птица!
Со мной поэзия моя!
Моя душа на мир не злится!
Стихи пишу — и счастлив я!

В начале я говорил о простоте и ясности поэтического языка Василия Галюдкина. Но хочу добавить, что для прочтения его стихов всё же требуется большая работа души. И это труд не меньший, чем, возможно, написание самих стихов. Но, согласитесь, делать эту работу надо.

И последнее. Прочтите стихи Василия Галюдкина, и жить по-старому нам уже не захочется.

Евгений ГУСЕВ, член Союза писателей России

Публикация January 29, 2010 от Alex

« Prev itemNext item »

Comments

Нет комментариев

Leave comment

Эта запись закрыта для добавления комментарив.