К открытию 14-го театрального сезона в фойе Московского Театра под руководством Ар-мена Джигарханяна установлена скульптура «Лицедей» ульяновского автора Мохамеда Сахаутдинова.

Этот хриплый голос в России наверняка знают все, кому за 15. Уникальный «джигарханяновский» мягкий баритон послышался еще до того, как сам актер появился в фойе театра на Ломоносовском проспекте.


- Извините, я только с художником сейчас договорю, - мягко сказал Армен Борисович, - у нас сегодня открытие сезона, проблем еще много.

Кроме открытия 14-го сезона, для нас оказался еще один замечательный повод собраться именно здесь - в фойе Московского Театра под руководством Армена Джигарханяна установлена скульптура «Лицедей» ульяновского автора Мохамеда Сахаутдинова.

- Скажите, как здорово, а?! - вопрошал Армен Борисович, направляясь к скульптуре, - ведь как правильно подмечена актерская работа «на разрыв аорты»! Это у нас есть такой производственный термин, а тут я впервые увидел, как это можно передать в скульптуре. Ну покажите мне этого человека. Автора!

И сильнейшее рукопожатие с Мохамедом Сахаутдиновым подтвердило восторженные слова Джигарханяна.

- Ваша книга, Армен Борисович, называется "Я – одинокий клоун". Очень созвучно с этим «Лицедеем»- - он тоже, по сути, клоун, и судя по каплям пота, ремесло у него непростое...

- Это совпадение не случайно! Любой человек, который начинает углубляться в театр, знает, что это такое - играть «на разрыв аорты». И скульптура это повторяет!

Тут вмешивается автор:

- А я ведь этого и не планировал поначалу - голова Лицедея опирается на руку, и на скульптуре вены руки «прорисованы». Надо же, как действует подсознание...

Его мысль подхватывает Джигарханян:

- А театр вообще действует на подсознание. Представьте: пришел человек, посмотрел на фотографии в фойе - уже какое-то настроение появилось, посмотрел спектакль - уже мысли появились, попил чаю, погулял - и пришло решение. Это как внутривенный укол! Медленно, но если уж «попало», значит, результат будет.

- Когда вы открывали этот театр, в одном из интервью сказали, что главное внимание будете уделять сцене и залу. Зритель ведь приходит не на выставку, а увидеть чудо театра. И вот через 13 лет пришло время, и фойе украсила скульптура Лицедея. Значит, пришло время? Ваш театр повзрослел?

- Не в этом дело. Знаете, в последнее время мне часто задают вопрос: учит ли театр чему-нибудь? И я отвечаю - нет. Не учит. Я не буду умничать, но могу сказать одно - в театре человек должен испытать эмоции... Горе, радость, счастье. Поэтому дело не в театре, а в самом человеке.

- Вы открываете 14-й сезон. Он для вас какой-то особенный?

- Нет. Чем больше я живу, тем более обыденной для меня становится работа. Очень трудная работа! Поверьте: цветы, премьеры - это все хорошо, но не главное. Надо стараться, чтоб все было «на разрыв аорты». Как у этого Лицедея...

В разговор вступает автор скульптуры Мохамед Сахаутдинов:

- Скульптуру «Лицедей» я выполнил в стиле мини-пластики в 1999 году. Она не раз экспонировалась на городских, региональных и трех международных выставках, вошла в соответствующие каталоги.

Высота скульптуры - 2,06 м, вес - 450 кг. Я хотел передать динамику перевоплощения актера, процесс вживания в образ. Капли на фалангах пальцев «Лицедея» - это не слезы, не пот, не кровь... Это, если можно так сказать, все вместе. Это жизненные соки, выжимаемые волей актера, которые готовы упасть на пьедестал и сделать физическую жизнь актера короче на эти капли.

В работе затронут немаловажный для меня аспект философского закона соответствия формы содержанию. Внешняя красота гипнотизирует и восхищает, но только подключая разум, мы понимаем основную причину этой красоты - содержание.

Поэтому, обнажив форму в «Лицедее», я хочу заострить внимание на содержании, на его первостепенности вообще и в творчестве актера в частности.

Надеюсь, что зритель за деформацией внешних пропорций увидит мысль, ум и высокую грусть...

Марина Миронова

 

 


Комментарии

No comments yet. You can be the first!

Оставить комментарий

Эта запись закрыта для добавления комментарив.
« Prev item • Next item »