Живая глина

Posted by George on 25 March, 2010
Category Пресса

 В том, что глина живая, Мохамед Caxаутдинов не сомневается: не зря же библейская легенда гласит, что Адам был сотворен Богом из глины. Скульптор утверждает, что чувствует ее тепло, биение сердца, душу. В первый момент миниатюры Мохамеда отталкивают зрителя какой-то внутренней дисгармонией, но спустя некоторое время от этих странных фигур, полулиц, рук - уже невозможно отвести взгляд. Хочется разглядеть каждую деталь, разгадать все тайные мысли художника: что-то он знает такое, о чем человечество не догадывается, знает про всех и каждого. Стоит, конечно же, стоит повнимательнее отнестись к этим скульптурам, заглянуть поглубже - еще и еще: где душа и где ее: где лицо и какое оно, настоящее наше лицо?..


Мохамед Сахаутдинов - физик-сейсмолог, работал в Академии наук Таджикистана, писал диссертацию и разрабатывал геофизические методы прогноза землетрясений. В начале 90-х, когда начались национальные волнения, уехал в Ульяновск. Здесь юношеское увлечение художественными промыслами вдруг переросло в страсть к скульптуре. "Открытие" глины изменило жизнь физика.

Вообще-то, в душе он - философ. Эстетизм и религия, понятие бесконечности, Время и Рок - вот что более всего волнует Мохамеда Сахаутдинова. А глина - ключик, которым он пытается отомкнуть тайны бытия.

"Двуединство" - скульптурка со множеством значений. Внимание зрителя притягивает большое ангельское крыло, которое способно защитить от зла, но взгляд уже падает на полую голову, на зияющую дыру в груди. А что значит спрятанная за спину рука, и в ней - копье? Авторская концепция строится на законе единства и борьбы противоположностей: все в одном. Духовное и телесное - неразделимо. Но вот что удивительно: у каждого зрителя - свое прочтение, и все отстаивают свое видение. Споры вокруг трактовки содержания вызывают и другие работы: "Призрак величия", "Фортуна", "Синдром неприобретенного интеллекта". Бесспорно одно: творчество скульптора - что гимн жизни, любви, красоте.

Работает Мохамед и с большими декоративными формами. Скульптура "Клоун" выполнена специально для Ульяновского областного драматического театра. В скором времени она будет установлена, и ульяновцам предоставится возможность поразмышлять над нелегкой судьбой лицедея. На первый взгляд, головка обезображена страданием, но, чем дольше всматриваешься, тем больше красоты и величия находишь в выражении лица Клоуна, поддерживаемого собственными скрюченными пальцами. Шокирует дисгармония? Но она - в самой сути профессии.

Другая крупная работа украсила бассейн-фонтан на летней площадке кафе "Березка". Называется она "Омут", хотя сам автор величает ее "Галатеей". Делалась на заказ, поэтому задача стояла конкретная: "ресторанная" скульптура должна быть красива! Галатея явилась эротичной, чувственной и прекрасной. Обнаженная фигура и лицо выражают любовное томление, но и тут автор не обошелся без философского подтекста: женское тело буквально "облеплено" мужскими руками. Каких только рук здесь нет! И похотливые, и нежные, и грубые, и внимательные (во всех скульптурах им придается особое значение) - разные руки могут встретиться женщине в жизни, и не всегда она разборчива. Почему же автор явно пытается защитить грешницу, "вырисовывая" прекрасные, утонченные черты лица? Как будто бросает вызов: кто безгрешен, брось в нее камень. И камни, к сожалению, летят. С тех пор, как скульптуру установили на место, она постоянно подвергается агрессии со стороны мужчин: в нее стреляют, бросают бутылки, порой пытаются ласкать и даже оживить. А наш Пигмалион время от времени навещает свою Галатею, подлечивает ее раны, подправляет волосы, грудь, лицо.

В настоящее время профессиональная деятельность М.К. Сахаутдинова связана с мебельным дизайном, но он все активнее проявляет себя как скульптор. Мохамед Камилович - активный участник городских и международных выставок. Он - член творческого Союза художников России, член международной федерации художников, личность творческая, ищущая, всесторонне одаренная.

"В местечке, чудном по красоте и скучном по сути, Время текло в плавном., одностороннем движении: сначала растило, доводило до расцвета, а затем уничтожало все то, что порождала Природа, - так начинается необычная басня Мохамеда Сахаутдинова. - Эдакая супружеская связь Пространства и Времени, именуемая Случаем, и явилась причиной тому...", что мы видим на этой странице.

№3(38)-2004 «Мономах»

 

 


Комментарии

No comments yet. You can be the first!

Оставить комментарий

Эта запись закрыта для добавления комментарив.
« Prev itemNext item »