Не надо «ля»

«Пока дышу - надеюсь»
Блог Бориса Лившица

Рабочие материалы к "Второй речке"

иг 

Необходимость публиковать некоторые материалы, использованные в работе над драматическим этюдом "Вторая речка", совершенно осознанная.

&

 

тй

 

ИЗ ДИАЛОГОВ С ВОЛКОВЫМ:

 

Бродский: Ну не знаю, не знаю. Про это я ничего не могу сказать. У меня никогда таких чувств не было. На мой вкус, самое лучшее, что про Сталина написано, это - мандельштамовская "Ода" 1937 года.

 

Волков: Она мне, кстати, напоминает портрет Сталина работы Пикассо, о котором я говорил.

 

Бродский: Нет, это нечто гораздо более грандиозное. На мой взгляд, это, может быть, самые грандиозные стихи, которые когда-либо напи сал Мандельштам. Более того. Это стихотворение, быть может, одно из самых значительных событий во всей русской литературе XX века. Так я считаю.

 

Волков: Это, конечно, примечательное стихотворение, но все же не настолько...

 

Бродский: Я даже не знаю, как это объяснить, но попробую. Это стихотворение Мандельштама - одновременно и ода, и сатира. И из комбинации этих двух противоположных жанров возникает совершенно новое качество. Это фантастическое художественное произведение, там так много всего намешано!

 

Волков: Там есть и отношение к Сталину как к отцу, о котором мы говорили.

 

Бродский: Там есть и совершенно другое. Знаете, как бывало в России на базаре, когда к тебе подходила цыганка, брала за пуговицу и, заглядывая в глаза, говорила: "Хошь, погадаю?" Что она делала, ныряя вам в морду? Она нарушала территориальный императив! Потому что иначе - кто ж согласится, кто ж подаст? Так вот, Мандельштам в своей "Оде" проделал примерно тот же трюк. То есть он нарушил дистанцию, нарушил именно этот самый территориальный императив. И результат - самый фантастический. Кроме того, феноменальна эстетика этого стихотворения: кубистическая, почти плакатная. Вспоминаешь фотомонтажи Джона Хартфильда или, скорее, Родченко.

 

Волков: У меня все-таки ассоциации больше с графикой. Может быть, с рисунками Юрия Анненкова? С его кубистическими портретами советских вождей?

 

Бродский: Знаете ведь, у Мандельштама есть стихотворение "Грифельная ода"? Так вот, это - "Угольная ода": "Когда б я уголь взял для высшей похвалы - / Для радости рисунка непреложной..." Отсюда и постоянно изменяющиеся, фантастические ракурсы этого стихотворения.

 

Волков: Примечательно, что Мандельштам сначала написал сатирическое стихотворение о Сталине, за которое его, по-видимому, и арестовали в 1934 году. А "Оду" он написал позднее. Обыкновенно бывает наоборот: сначала сочиняют оды, а потом, разочаровавшись, памфлеты. И реакция Сталина была, на первый взгляд, нелогичная. За сатиру Мандельштама сослали в Воронеж, но выпустили. А после "Оды" - уничтожили.

 

Бродский: Вы знаете, будь я Иосифом Виссарионовичем, я бы на то, сатирическое стихотворение, никак не осерчал бы. Но после "Оды", будь я Сталин, я бы Мандельштама тотчас зарезал. Потому что я бы понял, что он в меня вошел, вселился. И это самое страшное, сногсшибательное.

 

Волков: А что-нибудь еще в русской литературе о Сталине кажется вам существенным?

 

Бродский: На уровне "Оды" Мандельштама ничего больше нет. Ведь он взял вечную для русской литературы замечательную тему - "поэт и царь", и, в конце концов, в этом стихотворении тема эта в известной степени решена. Поскольку там указывается на близость царя и поэта. Мандельштам использует тот факт, что они со Сталиным все-таки тезки. И его рифмы становятся экзистенциальными.

 

Волков: Мандельштам свою сатиру на Сталина декламировал направо и налево. А это были времена опасные, можно загреметь даже за невинный анекдот. Но поэту обязательно надо почитать свое новое стихотворение хоть кому-нибудь из знакомых, поделиться. Это для него очень важно. А вот вы помните, как в первый раз прочли другому человеку свое стихотворение?

 

 

 

Перед нами последние — тюремные — фотографии Осипа Эмильевича Мандельштама: профиль и фас.

Снимки взяты из личного дела «на арестованного Бутырской тюрьмы». На обложке — дата ареста:

3 мая 1938 г., дата перевода в Бутырскую тюрьму, бывшую тогда всесоюзной пересылкой:

4 августа 1938 г. и гриф: «Срок хранения — постоянно». Есть в деле и выписка

из протокола Особого совещания при НКВД СССР. Круглая печать и подпись ответственного

секретаря Особого совещания И.Шапиро удостоверяют, что 2 августа 1938 года слушалось

дело о Мандельштаме Осипе Эмильевиче, 1891 года рождения, сыне купца, эсере(!).

Постановили: «Мандельштама Осипа Эмильевича за к.-р. (контрреволюционную — П. Н.)

деятельность заключить в исправтрудлагерь сроком на пять лет, считая срок с

30 апреля 1938 г.» (очевидно, этим опережающим арест числом был помечен ордер на арест. — П. Н.).

На обороте — помета: «Объявлено 8/8-38 г.» И далее — рукой поэта: «Постановление ОСО читал.

О.Э.Мандельштам». В лагерь согласно анкете он прибыл 12 октября 1938 года. В деле находится

несколько документов, касающихся смерти Мандельштама! Если раньше были основания сомневаться

в официальной дате смерти, то сейчас сомнения отпали. 27 декабря 1938 г. не предположительная, а точная

дата смерти Мандельштама.

Смерть з/к Осипа Эмильевича Мандельштама удостоверена актом, составленным врачом Кресановым

и дежурным мед-фельдшером (фамилия неразборчива). Мандельштам был положен в лагерную больницу

26 декабря и уже 27-го, в 12 часов 30 минут, умер. Причина смерти — паралич сердца и артериосклероз.

gt;В тот же день труп был дактилоскопирован. Ввиду ясности смерти, как написано в этом акте,

труп вскрытию не подвергался.

 

 

 

Источник: АНТОЛОГИЯ МИРОВОЙ ПОЭЗИИ, 2000, № 2, с. 52.

 

 

 

________________________________________

 

 

ПУСТИ МЕНЯ, ОТДАЙ МЕНЯ, ВОРОНЕЖ...

Павел НЕРЛЕР

 

Если писать пьесу о последних годах жизни замечательного русского поэта Осипа Мандельштама, то его лагерная смерть в 1938 году будет финалом действия, завязкой - арест в мае 34-го, а кульминацией - воронежская ссылка. "Известия" предлагают уникальные документы, связанные с этой драмой. Часть из них публикуется (или воспроизводится в факсимильном варианте) впервые. Подлинники хранятся в архиве Принстонского университета (США). По просьбе "Известий" их комментирует заместитель председателя Мандельштамовского общества Павел НЕРЛЕР.

"Мы живем, под собою не чуя страны..."

- Это знаменитое сегодня стихотворение Мандельштам написал в ноябре 1933 года. Читал друзьям. За эти стихи его и взяли. Внизу ордера на "производство ареста-обыска" гражданина Мандельштама - размашистая подпись зампреда ОГПУ Агранова...

(У русской литературы к Якову Агранову особый счет - это он приговорил к расстрелу Николая Гумилева. Еще в списке аграновских жертв Клюев и вот - Мандельштам... При этом "Яня" дружил с Пильняком, Маяковским, Лиля Брик вспоминает человека, милого в общении, жившего с нежно любимой красавицей-женой скромно, почти бедно. Незадолго до своего ареста отправленный в Саратов, Агранов слепил там огромный "заговор врагов народа" - хотел отличиться и так спастись. Не помогло. Расстрелян в 1938 г.)

- История гибели Мандельштама по-своему уникальна. Мы часто говорим про безвинно репрессированных. Но вина Мандельштама перед советской властью очевидна - он написал едкие стихи на Сталина. Людей расстреливали за анекдот, за случайную фразу. Здесь иначе. Мандельштама берут - и начинается странная игра. Несколько лет власть словно пробует поэта на зуб, взвешивает, решает: сохранить? погубить?

"Мандельштам, как вам не стыдно!"

- Итак, арестован. Сидит во внутренней тюрьме на Лубянке. Свет в камере - круглые сутки, сосед - "наседка". "Дело Мандельштама" ведет "Христофорыч" - известный в московских литературных кругах оперуполномоченный Николай Христофорович Шиваров, на протоколе допроса - его имя. Шиваров в своем ведомстве "пасет" творческую интеллигенцию. К делу подходит с душой: вхож в богему, театрал, дружит с писателями (компания приятелей - Александр Фадеев, Петр Павленко, Николай Шиваров)... (Шиваров был болгарским коммунистом, от преследований бежал в СССР. По профессии - журналист. Красавец двухметрового роста, невероятно сильный физически: орехи щелкал пальцами. В ОГПУ действительно "отвечал за литературу": вел дело Клюева, досье на Платонова и Горького. В близком кругу любил посетовать, что чекистской службой тяготится, все-таки человек творческий, но - раз партия велела…В 1937-м арестован. В лагере покончил с собой.)

- Шиваров Мандельштама пытал?

- Физически - нет. Давил психологически - угрожал, насмехался, шантажировал: говорил, что Мандельштам загубил своих родных. Он на подследственного смотрел как на вошь, держался сверхчеловеком, заявлял, что "страх полезен поэту", рождает новые эмоции. Впрочем, Мандельштам был не из тех, кто способен конспирировать, отпираться. На первом же допросе сознался, что крамольные стихи написал он. Шиваров достал текст - Мандельштам сам внес поправки (в результате мы имеем полный, заверенный автором вариант; выглядит он жутковато - прыгающий почерк, помарки от бесконечных нервных обмакиваний пера в чернильницу). Признался, что в юности был членом эсеровской партии. Назвал людей, которым читал стихотворение.

- Кто-нибудь из них был арестован?

- Потом в разное время были арестованы три человека - Владимир Нарбут, Лев Гумилев и Борис Кузин. Но интересно, что ни у кого из них в деле, насколько я знаю, эпизод с мандельштамовским стихотворением не фигурировал.

- А кто его сдал?

- Доподлинно неизвестно.

- Как Мандельштам пережил следствие?

- Ужасно. Пытался покончить с собой. В лифте (везли на очередной допрос) от страха упал, забился в припадке. Вдруг услышал над собой: "Мандельштам, Мандельштам, как вам не стыдно!" Это был писатель Павленко - видно, Шиваров позвал друга поглазеть.

(Петр Павленко не был бездарностью, в его прозе, особенно ранней, найдешь строки, которые трогают до сих пор. Да и вполне достойные люди вспоминают Павленко, в общем, хорошо. Юношей он ушел на гражданскую, советской власти служил пером искренне и верно. Тяжелый туберкулезник, в Отечественную не отсиживался, вновь отправился воевать, был ранен. Автор сценария фильма "Александр Невский". Был сценаристом и других картин, сейчас вызывающих лишь горькую усмешку, - "Клятва", "Падение Берлина". Стал крупным литературным чиновником. Романы, которые он считал главными, - "Счастье", "Труженики мира" - ныне благополучно забыты. Умер в 1951-м. В судьбе Мандельштама сыграл роковую роль - но об этом ниже.)

- Павленко, конечно, хорош, но и Мандельштам... Назвать всех... Биться в ужасе перед врагами... Как-то это...

- Не по-мужски? Ну, во-первых, жизнь показала, что и не такие на допросах ломались. Во-вторых, список знакомых со стихотворением у Шиварова наверняка был (вопрос - полный или нет). Следователь мог лишь потребовать подтверждения. В-третьих, Мандельштам ведь уже знал, что такое кошмар допросов и тюрьмы: при Врангеле его арестовывала белая контрразведка. Но даже не это главное...

"Пока не требует поэта..."

- "Пока не требует поэта к священной жертве Аполлон... среди детей ничтожных мира, быть может, всех ничтожней он". Мандельштам, конечно, не был физически смелым человеком - с нормальной точки зрения. Боялся высоты. Панически боялся милиционеров... Многого боялся. Но при этом иногда совершал поступки, на которые ни у каких смельчаков решимости не хватало. В 1918 году знаменитый эсер-чекист Блюмкин хвастался в компании всевластием: достал стопку смертных приговоров, потряс в воздухе. Мандельштам подскочил, выхватил эти приговоры, порвал. В 1928-м вступился за совершенно незнакомых людей - пятерых безвинно арестованных стариков-бухгалтеров, пол-Москвы поставил на ноги. Это был человек с обостренным неприятием несправедливости. А если несправедлива сама жизнь - что может сделать поэт? Только писать. "Что ни казнь у него - то малина" - кто еще тогда решился такое сказать про Сталина? И это ведь не единственное горькое его стихотворение о времени. Была еще "Квартира". Было еще "Холодная весна. Бесхлебный робкий Крым" - о раскулаченных. Про трагедию крестьянства в 30-е пытались говорить лишь Платонов и (по-своему) Шолохов - но это люди абсолютно другого склада... И ведь что проще: написал, выговорился - спрячь в стол! А он не прячет. Мандельштам был рожден на свет, чтобы писать гениальные стихи, - и этого достаточно. Он их и писал. А мы хотим, чтобы поэт заодно еще и подковы гнул?

Вернемся к документам. Следствие длилось две недели. Приговор - высылка в Чердынь.

"Ося психически болен"

- Вроде бы не самая суровая кара. Не Беломорканал, не Магадан... Чердынь - деревянный городок на Каме. Городок как городок, таких в России много. Более того - неожиданное чудо! - Шиваров разрешает ехать с мужем в ссылку и жене, Надежде Яковлевне. Но для Мандельштама Чердынь "без права выезда за пределы" - олицетворение неволи. Еще по дороге он временами теряет рассудок - начинаются галлюцинации, страх близкой, какой-то особенно лютой казни... Там ведь и другие сосланные были, бывшие эсеры, анархисты, они недоумевали - чего он психует? Тут можно жить! А все просто. Вольную певчую птаху - щегла, чижа - поймали, сунули в клетку. Как птаха себя ведет? Сходит с ума, бьется о прутья. Так и Мандельштам. Надежда Яковлевна сообщала о его состоянии родным. Мандельштама забирают в местную больницу, здесь он пытается покончить с собой: вырвался, прыгал в окно не глядя, не сознавая, что это лишь второй этаж, и не зная, что внизу вскопанная клумба. Вывих руки (потом оказалось - перелом; до конца жизни рука медленно сохла). Намерение врачей направить уже в настоящую психушку. И тут - гром с небес! - неожиданное распоряжение из Москвы: изменить место отбывания наказания.

"Он - мастер?"

- Дело в том, что за Мандельштама конечно же хлопотали. Анна Ахматова пошла на прием к Авелю Енукидзе, секретарю президиума ЦИКа. Борис Пастернак отправился к Бухарину, Бухарин написал Сталину: дескать, первоклассный талант, но не в себе. Кульминация этих хлопот - звонок Сталина Пастернаку 13 июня 1934 года. Сталин говорит, что дело Мандельштама будет пересмотрено, выспрашивает, большой ли это поэт, интересуется, почему Пастернак за Мандельштама не борется: "Я бы на стенку лез, если бы моего друга арестовали!" Пастернак пытается объясняться, уходит от оценок: "Поэты друг друга ревнуют, как женщины!" "Но он - мастер?" - уточняет Сталин. А Пастернак неожиданно уводит разговор в сторону: что мы все о Мандельштаме, я давно хотел с вами, товарищ Сталин, встретиться и поговорить о жизни и смерти. Сталин бросает трубку.

По большому счету - разговор нелепый. Сталин про одно - Пастернак про другое. Есть точка зрения: это свидетельство крайнего эгоцентризма Пастернака. Но я согласен с оценкой Надежды Яковлевны: Пастернак интуитивно нащупал единственно верную линию. Сам-то он за арестованного друга как раз боролся! А что еще говорить? Что да, Мандельштам - большой поэт? Но неизвестно, как Сталин среагирует - вдруг решит: тем более надо придушить. Сказать: так себе? А Сталин хмыкнет про себя: тогда тем более - чего беречь?

Но если вдуматься, еще большая нелепица - сама ситуация. Сталин - первое лицо великой державы. Ему что, больше делать нечего, как требовать от Пастернака литературной экспертизы? Я это объясняю одним. Как известно, Сталин в юности писал стихи на грузинском. Видимо, какой-то интерес к поэзии у него оставался. Вот и решил навести справки, чтобы решить, как с автором быть. И предстать перед интеллигенцией не злобным тираном, а мудрым правителем, готовым явить чудо всепрощения. Известна сталинская резолюция на письме Бухарина: "Кто дал им право арестовывать Мандельштама?" (Вопрос - кому "им"?) Есть даже легенда о команде в ОГПУ - "Изолировать, но сохранить!".

Вскоре Мандельштам телеграфирует родне: едем на новое место ссылки - в Воронеж. Прибыл он туда 25 июня 1934 года.

Можно ли сослать в Воронеж?

- Павел, а вам не кажется, что это само по себе странновато звучит: "сослать в Воронеж"? Понятно, когда говорят - сослан в Верхоянск, в Олекминск... Но Воронеж! Хороший город, крупный областной центр, отличный климат...

- Воронеж был тогда местом ссылок, по крайней мере здесь оказалось несколько высланных из столичных городов интеллигентов, с которыми Мандельштам общался, - Рудаков, Калецкий... Любопытно другое. Мандельштам Воронеж выбрал сам. Ему предоставили такую возможность - дали список городов, подпадающих под категорию "минус двадцать". Мандельштам знал, что у одного из друзей, Леонова, в Воронеже отец работал тюремным врачом, вот и усмехнулся горько: "Тюремный врач - это пригодится". Причем поначалу он оказался даже в привилегированном положении - получил возможность заниматься литературной работой. Более того, ему нашли службу - завлит в местном театре (а ведь не доктор, не инженер - обеспечить работу литератору непросто). Мандельштама взяла под опеку местная писательская организация - выделяли матпомощь, даже дали путевку в санаторий. Он ездил в командировки от газеты, публиковался в журнале "Подъем" - вышли пять его рецензий. Не получилось, правда, опубликовать стихи (а предлагал - и в воронежских архивах еще не исключены сенсационные находки). Поведение местных властей свидетельствует: здесь знали, что у этого ссыльного где-то наверху высокий покровитель. Курировал Мандельштама лично Дукельский, начальник УНКВД по Центрально-Черноземной области. Не ему ли Мандельштам с отчаяния звонил по телефону, за неимением других слушателей, читал новые стихи?..

(Про Семена Семеновича Дукельского - лысый череп, оттопыренные уши, совиный взгляд из-под очков - вспоминал кинорежиссер Михаил Ромм. Семена Семеновича после НКВД направили руководить советским кино, вот и встретились. Ромма поразила элементарная глупость этого человека. Представить, что он слушал стихи Мандельштама без указания из Москвы, невозможно! Дукельскому "повезло": в самый пик репрессий, когда гребли уже чекистов, он попал в автоаварию и долго лежал в больнице. Так пересидел опасность. Потом его перебросили руководить почему-то морским флотом, потом - в Министерство юстиции. Умер в 1960-м.)

Да, действительно, Воронеж - наказание весьма "вегетарианское". Но все-таки изоляция. Тех, кто понимает масштаб и значение Мандельштама-поэта, - единицы. Местные писатели сначала честно пытаются привлечь его к делу строительства "культурного уровня сельскохозяйственного пролетариата", потом начинают воспринимать, как "сомнительного". Да, иногда приезжают друзья, братья. И тем не менее...

Представьте этого человека - слегка не от мира сего, постоянно погруженного в свои мысли, абсолютно непрактичного, недавно перенесшего тяжелый психический кризис, наконец, очень больного. ("У вас сердце 70-летнего старика", - заметит вскоре врач.) И его хотят сделать участником "бучи боевой, кипучей". Поначалу поэт пытается принять правила игры. В первых письмах из Воронежа попадаются фразы типа "хочу жить социальной жизнью". Его отношение к Сталину - смущенно-благодарное: я дал властителю пощечину, а тот простил. Пытается писать "советские" стихи, даже оду Сталину. Но - не выходит. Из письма другу Сергею Рудакову: "Делать то, что дают, - не могу (...) Я трижды наблудил: написал подхалимские стихи (...) бодрые, мутные и пустые...". Дальше очень жестко говорит про собственную оду и про написанный очерк о совхозе. "Я гадок себе" - из того же письма.

Положение "почетного пленника" продолжалось примерно до 1936 года. Дальше - артподготовка: из театра увольняют, лишают возможности подрабатывать. К сентябрю ситуация доходит до края: работы нет, нужда, нездоровье собственное и жены, публикуются статьи, где Мандельштама именуют одним из главных воронежских троцкистов (а он отлично понимает, чем это пахнет). Наступает почти полная изоляция. Заглянуть к нему, просто поговорить - на это решаются единицы. Положение прокаженного.

Что изменилось? Время! Репрессии набрали обороты. Бухарин, который подстраховывал Мандельштама наверху, арестован. Арестованы и почти все те местные руководители, которым давалась команда "не трогать". А Сталину уже не до какого-то поэта - готовятся "большие процессы". Или решил, что нечего миндальничать.

Но - поразительно! Воронежский период - время высочайшей творческой интенсивности. Четверть всего, что Мандельштам написал, приходится на воронежские годы. Болдинская осень. Тут, правда, надо учесть особенность дарования - Мандельштам не мог писать одновременно стихи и прозу. Сесть за прозу в Воронеже не получалось. И рождались стихи. Одно из них начинается пронзительно: "Пусти меня, отдай меня, Воронеж".

16 мая 1937 года Воронеж его отпустил: срок ссылки истек. Вернулись в Москву. Но жить здесь они права не имели. 101-й километр - прописка не ближе, чем за сто верст от Москвы.

"Составитель рифмованных произведений"

- Месяц Осип Эмильевич и Надежда Яковлевна ищут, где поселиться - Малоярославец, Таруса, Савелово, наконец - Калинин. Он по-прежнему пишет. По-прежнему сидит без денег - живут с женой на то, что подкидывают друзья. А в марте неожиданное благодеяние - Литфонд выделяет Мандельштаму путевку в дом отдыха "Саматиха". Отдохнуть, подлечиться... На самом деле - по сути чекистская операция. Ибо непонятно, что делать с Мандельштамом, потому секретарь Союза писателей Владимир Ставский пишет письмо наркому Ежову: "Николай Иванович, разберитесь". К письму прилагает заключение литературного эксперта - а это тот же Павленко: Мандельштам "не поэт, а версификатор, холодный, головной составитель рифмованных произведений". Саматиха же - место интересное: оттуда невозможно уехать самостоятельно. Ловушка, мышеловка! То есть если что - не беспокойтесь, не убежит. Наверняка с Мандельштамом уже все решено, письмо же Ставского и Павленко нужно для подстраховки.

(В 1943-м на передовой военный корреспондент Ставский погибнет от пули немецкого снайпера - мужская смерть! Комиссар гражданской войны, ставший пролетарским писателем и комиссаром над прочими писателями. Его романы "Станица", "Разбег", "На гребне" о становлении колхозного строя на Кубани и борьбе с кулачеством сегодня читать невозможно.)

Ранним утром 2 мая 1938 года Мандельштама в Саматихе арестовывают. Решение об аресте принимал старший лейтенант госбезопасности Юревич.

(Виктор Юревич вообще-то был физруком в санатории ОГПУ "Прозоровка". Просто Витя, статный красавец-блондин. Ежов обновлял кадры и обратил внимание: "А что за симпатичный парень недавно так лихо выступил на активе?" Повысили в звании, направили на следовательскую работу. Очень скоро последним старикам-дзержинцам в аппарате НКВД его ставили в пример: "Посмотрите, как работает выдающийся молодой чекист Юревич!" А те признавались, что боятся проходить мимо его кабинета - так кричали там избиваемые Витины подследственные. К концу жизни у Юревича уже крыша ехала от крови и безнаказанности. Потом самого взяли. Теперь Юревич орал на допросах, били его страшно. Расстрелян в 1940 г.)

Попутчик Карла Маркса

- Есть документ, который, к сожалению, не приведешь полностью - слишком объемный. Это эшелонный список заключенных поезда, в котором везли Мандельштама. Против каждого имени - профессия, статья. По сути - социологический срез страны: все национальности, все специальности. Одна фамилия забавная - заключенный Карл Маркс. Маркс Карл Карлович, служащий. А перед ним, по алфавиту, - Мандельштам Осип Эмильевич, писатель. Ему дали пять лет, везли в Магадан, но Мандельштам быстро стал полным доходягой, оставили в пересыльном лагере "Вторая речка" под Магаданом. Здесь и умер от сердечного приступа и общего истощения. Зарыли вместе с другими покойниками в траншее неподалеку. В молодости друзья звали Мандельштама "златозубом" - что ж, урки выбили у мертвого поэта изо рта золотые коронки.

* * *

А теперь еще раз о тех, чьи имена и судьбы здесь выделены курсивом, - хитроумном Агранове, "сверхчеловеке" Шиварове, романтике Павленко, дураке Дукельском, твердокаменном Ставском, "выдающемся молодом" Юревиче. Железная была порода. Перенеси их в другое время и в другие обстоятельства - с такими можно и в бой пойти, и на пиру повеселиться. Правда, Мандельштама они не приняли бы в любое время. Группы крови разные.

Но эти люди жили в свое время, в своих обстоятельствах. Дети эпохи: их подхватила революция, они потом строили страну, война пришла - чего уж! - отправились воевать. Для нелюбви к Мандельштаму у таких тем более были основания. Им легче было понять даже какого-нибудь белогвардейца: враг, но тебе под стать, сильная натура. А тут бегает псих, сочиняет странные стишки, да еще обнаглел - на вождя замахнулся. Уж сидел бы тихо, молчал в тряпочку (то, что молчать Мандельштам не мог - и в этом его мужество! - им в голову не приходило). Чего-то мудрит Хозяин, на фига он нужен, Мандельштам...

...Интересно, а на фига Франции был нужен Ван Гог - полусумасшедший художник, малевавший странные картины? Только посмотрите, за какие деньги сегодня продаются на аукционах его работы, - и поймете, кто оказался прав. Не по Павленко и не по Ставскому сегодня проводятся международные конгрессы. Шиваров, Дукельский или Юревич ныне - лишь сноски мелким шрифтом к мандельштамовским биографиям.

А в Воронеже, в доме по переулку Швейников, где снимал комнату странноватый, нервный, нелепый ссыльный, вот-вот может появиться его музей.

"Это какая улица? Улица Мандельштама!"

В этом домике (Воронеж, переулок Швейников, 4) ссыльный Мандельштам снимал комнату у агронома Евгения Вдовина. Шуточные стихи поэта про "улицу Мандельштама" - про этот переулок и этот дом. Вообще Мандельштам в Воронеже в разное время жил по трем адресам, два здания уцелели. На одном сейчас мемориальная доска - появилась в разгар "мандельштамовского бума" на волне перестройки. Но музей в доме Вдовина тогда открыть не удалось: здесь и сегодня живут несколько семей, их надо куда-то расселить. Сейчас эту задачу готов взять на себя Благотворительный резервный фонд. Готов он профинансировать и создание музея.

амятник русскому поэтуОсипу Мандельштаму (на снимке) работы приморского скульптора Валерия Ненаживина во второй раз открыт сегодня на месте сталинского пересыльного лагеря, где жертвы репрессий - в их числе и Мандельштам - дожидались отправки на Колыму.

В декабре 1938 года поэт погиб от истощения в этом приморском лагере и был захоронен на его территории в общей могиле.

Впервые памятник Мандельштаму был открыт в октябре 1998 года, но вскоре скульптура, изготовленная из железобетона, была изуродована вандалами.

Новая фигура отлита из чугуна.

________________________________________

Во Владивостоке подвергся нападению хулиганов бронзовый памятник великому русскому поэту Осипу Мандельштаму, сообщает РИА "Новости". Варвары облили скульптуру белой краской, и теперь монумент отправлен на реставрацию.

Автор памятника Валерий Ненаживин проявляет обеспокоенность таким отношением к своему творению и предлагает перенести скульптуру в галерею или другое закрытое помещение.

Первый памятник поэту, изготовленный из железобетона, также был изуродован два года назад. Тогда вандалы отбили ему нос и выкололи глаза.

Второй памятник гениальному поэту был возведен в том районе Владивостока, где в конце 30-х годов находились пересыльные лагеря.

Оттуда заключенных отправляли на Колыму. В одном из таких лагерей, под названием "Вторая речка", и умер в 1938 году от истощения 47-летний Осип Мандельштам.

________________________________________

В одном из скверов Владивостока вновь открыт памятник поэту Осипу Мандельштаму. Водруженный ранее монумент был осквернен вандалами и впоследствии снят. Осип Мандельштам скончался в возрасте 47 лет в пересыльном лагере, находившемся на территории нынешнего Владивостока.

Первый памятник поэту был открыт в городе два года назад.

Спустя несколько месяцев после этого, вандалы разбили памятник, после чего обезображенный монумент убрали. Скульптор Валерий Ненаживин сделал новую фигуру поэта - из чугуна, но долго не решался водрузить ее на прежнее место.

Как уточняет ИТАР-ТАСС, место для монумента выбрано не случайно. В 1938 г. территорию, которая занята в настоящее время несколькими жилыми микрорайонами, занимали пересыльные лагеря. Здесь жертвы сталинских репрессий дожидались открытия морской навигации, чтобы на судах отправиться на Колыму.

По свидетельству выживших и по данным архивов удалось установить, что Осип Мандельштам погиб от истощения в лагере "Вторая речка" в конце декабря 1938 г. и был похоронен на его территории в братской могиле.

________________________________________

....А Мандельштам умирает от истощения и кровавого поноса в лагере Вторая речка, во Владивостоке ...

... Однажды на вопрос Ирины Одоевцевой "Осип Эмильевич, неужели вы правда не верите, что умрете?" - он ответил: "Не то что не верю. Просто я не уверен в том, что умру. Я сомневаюсь в своей смерти. Не могу себе представить. Фантазии не хватает".

________________________________________

... некий Л., будто бы его попутчик, московский физик, был с Осей в одном транспорте из Москвы. По его словам, почти всю дорогу Ося провел в изоляторе, укрывшись с головой одеялом. У него сохранились кой-какие гроши, конвойные иногда покупали ему в станционном буфете булку. Ося "разламывает ее пополам и делится с кем-нибудь из арестантов, но до своей половины не дотрагивается, пока в щелку из под одеяла не заметит что спутник уже съел свою долю. Тогда он садится и ест".

________________________________________

В конце 1929 г. в Приморье организованы отделения Дальневосточного лагеря (Дальлага, позже - Владлага) и транзитный лагерь «Вторая Речка» (Владивосток), откуда узники на пароходах доставлялись на Колыму в Северо-Восточный лагерь.

Заключенные Дальлага и Владлага работали во Владивостоке на строительных и погрузочных работах, в Никольске-Уссурийском и Спасске-Дальнем, добывали золото на острове Аскольд, уголь в Сучане и Артеме, заготавливали лес в тайге и рыбу вдоль всего побережья Приморья.

К 1937 г. численность заключенных здесь достигла 70 тыс. чел.

________________________________________

Письмо Брату: "Дорогой Шура!

Я нахожусь - Владивосток, СВИТЛ, 11-й барак.

Получил 5 лет за КРД по решению ОСО. Из Москвы из Бутырок этап выехал 9 сентября, приехал 12 октября.

Здоровье очень слабое. Истощен до крайности, исхудал, неузнаваем почти, но посылать вещи, продукты и деньги - не знаю, есть ли смысл.

Попробуйте все-таки. Очень мерзну без вещей. Родная Наденька, не знаю, жива ли ты, голубка моя.

Ты, Шура, напиши о Наде мне сейчас же. Здесь транзитный пункт. В Колыму меня не взяли. Возможна зимовка. Родные мои.

Целую вас. Ося.

Шурочка, пишу еще. Последние дни ходили на работу, и это подняло настроение. Из лагеря нашего, как транзитного, отправляют в постоянные.

Я, очевидно, попал в "отсев", и надо готовиться к зимовке. И я прошу пошлите мне радиограмму и деньги телеграфом".

 

Примечание: СВИТЛ (УСВИТЛ) - правление Северо-Восточных исправительно-трудовых лагерей

________________________________________

В районе остановки Автовокзал (на Второй Речке) в 30-е года располагался лагерь-пересыльный пункт для заключенных. А располагался этот лагерь практически на болоте. И до сих пор упорно ходят рассказы о том, что при строительстве здания Автовокзала постоянно натыкались на массовые захоронения трупов. Удивительно, но на этом ровном месте практически никто не строит жилых зданий! Но зато там сделали автостоянку, базар и построили Универсам. А неподалеку - Дом Молодежи (который, говорят, не так давно горел).

________________________________________

В одном из юношеских стихотворений Мандельштам написал:

Неужели я настоящий

И действительно смерть придет?

А на вопрос Ирины Одоевцевой: "Осип Эмильевич, неужели вы правда не верите, что умрете?" - он ответил: "Не то что не верю. Просто я не уверен в том, что умру. Я сомневаюсь в своей смерти. Не могу себе представить. Фантазии не хватает".

Смерть пришла к нему в сталинских лагерях. Он был репрессирован за стихи, уничижительно рисовавшие Сталина. Но даже если бы не было антисталинских стихов, Мандельштам все равно был бы уничтожен - эолийский строй его мышления не вписывался в "гармонию" советской идеологии.

Точная дата и обстоятельства гибели Мандельштама многие годы были неизвестны

"В июне сорокового года брата О [сипа] М [анделыштама], Шуру, вызвали в загс Бауманского района [г. Москвы] и вручили ему для меня свидетельство о смерти О.М. - пишет Н.Я. Мандельштам, вдова поэта.- Возраст - 47 лет, дата смерти - 27 декабря 1938 года. Причина смерти - паралич сердца. Это можно перефразировать: он умер, потому что умер. Ведь паралич сердца это и есть смерть... и еще прибавлено: артериосклероз...

По сведениям Хазина, который Мандельштам умер во время сыпного тифа". [Хазин сидел в том же лагере, что и Мандельштам. Интрересная деталь. Девичья фамилия жены поэта - Хазина]

По рассказам другого лагерника, Казарновского, Мандельштам умер так:

"Однажды, несмотря на крики и понукания, О.М. не сошел с нар. В те дни мороз крепчал... Всех погнали чистить снег, и О.М. остался один. Через несколько дней его сняли с нар и увезли в больницу. Вскоре Казарновский услышал, что О.М. умер и его похоронили, вернее, бросили в яму... Хоронили, разумеется, без гробов, раздетыми, если не голыми, чтобы не пропадало добро, по нескольку человек в одну яму - покойников всегда хватало,- и каждому к ноге привязывали бирку с номерком".

Биолог Меркулов говорил, что Мандельштам умер в первый же год пребывания в лагере до открытия навигации, то есть до мая или июня 1939 года. Меркулов подробно передал Надежде Мандельштам свой разговор с лагерным врачом. Врач, в частности, сказал, что спасти О.М. не удалось из-за невероятного истощения. Эта версия сходится с утверждениями Казарновского, что Мандельштам в лагере почти ничего не ел, боясь, что его отравят.

Некто Р., тоже поэт, приводит третью версию гибели Мандельштама. "Ночью, рассказывает Р., постучали в барак и потребовали "поэта". Р. испугался ночных гостей - чего от него хочет шпана? Выяснилось, что гости вполне доброжелательны и попросту зовут его к умирающему, тоже поэту. Р. застал умирающего, то есть Мандельштама, в бараке на нарах. Был он не то в бреду, не то без сознания, но при виде Р. сразу пришел в себя, и они всю ночь проговорили. К утру О.М. умер, и Р. закрыл ему глаза. Дат, конечно, никаких, но место указано правильно - "Вторая речка", пересыльный лагерь под Владивостоком".

И, наконец, по свидетельству физика Д., Мандельштам скорее всего умер в изоляторе в период между декабрем 1938-го и апрелем 1939 года. Относительно даты в официальном свидетельстве о смерти следует сказать, что подобные даты часто ставились произвольно; нередко смерти относили к военному периоду - чтобы списать на войну действия НКВД.

Да и вообще, как пишет Н.Я. Мандельштам: "Выдача свидетельства о смерти была не правилом, а исключением. Гражданская смерть - ссылка, или, еще точнее, арест, потому что сам факт ареста означал ссылку и осуждение - приравнивался, очевидно, к физической смерти и являлся полным изъятием из жизни. Никто не сообщал близким, когда умирал лагерник или арестант: вдовство и сиротство, начиналось с момента ареста. Иногда женщинам в прокуратуре, сообщив о десятилетней ссылке мужа, говорили: можете выходить замуж...".

То есть, десятилетний приговор без права переписки фактически означал смертный приговор

Только в 1989 году исследователям удалось добраться до личного дела "на арестованного Бутырской тюрьмы" Осипа Мандельштама и установить точную дату смерти поэта. В личном деле есть акт о смерти Мандельштама, составленный врачом исправтрудлагеря и дежурным фельдшером. На основании этого акта была предложена новая версия гибели поэта.

25 декабря, когда резко ухудшилась погода и налетел снежный ветер со скоростью до 22 метров в секунду, ослабевший Мандельштам не смог выйти на расчистку снежных завалов. Он был положен в лагерную больницу 26 декабря, а умер 27 декабря в 12.30. Вскрытие тела не производилось. Дактилоскопировали умершего 31 декабря, а похоронили уже в начале 1939 года. Всех умерших, согласно свидетельству бывшего заключенного, штабелями, как дрова, складывали у правой стенки лазарета, а затем партиями вывозили на телегах за зону и хоронили во рву, тянувшемся вокруг лагерной территории.

В конце 1990 года искусствовед Валерий Марков заявил, что нашел место, где погребен Мандельштам. Он рассказал, что после ликвидации лагеря во Владивостоке его территория была отдана морскому экипажу Тихоокеанского флота, и воинская часть законсервировала, сберегла конфигурацию лагеря, считавшегося объектом особой государственной важности. Таким образом, сохранились и все лагерные захоронения. Но, конечно, никто сейчас не будет проводить исследование и отождествление останков погибших заключенных - не та обстановка в стране. А может, это и не нужно.

Пусть мертвые спят спокойно, где бы ни находился их прах

22 февраля 1991 г. в «Известиях» появилось письмо Юрия Илларионовича Моисеенко, лагерника с десятилетним сроком. В пересыльный лагерь на Второй речке его этап прибыл 14 октября 1938 г., на день позже этапа с Мандельштамом. Там они познакомились, оказавшись соседями на третьем ярусе нар в 11-м бараке. Вот это письмо.

«Я, бывший узник архипелага ГУЛАГ, прочел в вашей газете (№ 7 с.г.) краткое сообщение о том, что на окраине Владивостока найдена могила Осипа Мандельштама...Как прямой свидетель смерти знаменитого поэта хочу поделиться дополнительными подробностями.

Более десяти тысяч заключенных, мужчин разных возрастов со всей страны — Москвы и Ленинграда, Ростова и Киева, Одессы и Смоленска, Минска и Казахстана — были свезены на окраину города и заточены в бараках и палатках на вершине голых, каменистых сопок. Все — приговоренные "за контрреволюционную деятельность" к длительным срокам заключения, от 8 до 25 лет, которыми была заменена смертная казнь.

Лагерь назывался "Спец-пропускник СВИТЛага", то есть Северо-Восточного исправительного трудового лагеря НКВД (транзитная командировка), 6-й кило-

метр, на 2-й речке.

Здесь подолгу узников не задерживали. На морских судах "Джурма" и "Дальстрой", с четырехярусными нарами в трюмах, размещали страдальцев. Семь суток плыли до бухты Нагаево, где тогда уже строили Магадан. Рассказывали, что многие умирали в пути. Этих просто выкидывали в Охотское море, кормить рыб. Родным об их смерти не сообщали.

Осенью 1938 года во Владивостоке стояли солнечные прохладные дни, синие звездные ночи. Дули северо-восточные ветры. Наступал голод. Воду к нам по

крутым каменистым тропам заносили ведрами "бытовики" (осужденные) и сливали в бочку у порога барака.

В ноябре нас стали заедать породистые белые вши, и начался тиф. Был объявлен строгий карантин. Запретили выход из бараков. Рядом со мной спали на

третьем этаже Осип Мандельштам, Володя Лях (это — ленинградец), Ковалев (Благовещенск), Иван Белкин (молодой парень из Курска).

Сыпной тиф проник, конечно, и к нам. Больных уводили, и больше мы их не видели. В конце декабря, за несколько дней до Нового года, нас утром повели в баню, на санобработку. Но воды там не было никакой. Велели раздеться и сдавать одежду в жар-камеру. А затем перевели в другую половину помещения, в одевалку, где было еще холоднее. Пахло серой, дымом. В это время и упали, потеряв сознание, двое мужчин, совсем голые. К ним подбежали держиморды-бытовики.

Вынули из кармана куски фанеры, шпагат, надели каждому из мертвецов бирки и на них написали фамилии: "Мандельштам Осип Эмильевич, ст. 5810, срок 10 лет". И москвич Моранц, кажется, Моисей Ильич, с теми же данными. Затем тела облили сулемой. Так что сведения, будто Мандельштам скончался в лазарете, неверны...

Трупы накапливали в ординаторской палатке, а потом партиями вывозили. Мертвые тела втаптывали в каменный ров, в одну могилу. Копать их было очень

тяжело...Я тогда был молод, всего 24 года. Тоже осужден за "контрреволюцию"... Срок полностью отбыл. Повидал "виды"... Вот такая выпала на мою долю эпоха, эпоха социалистического реализма.

Ю. Моисеенко.

Осиповичи, Могилевская область]

 

В "Египетской марке" встречаем издевательское, выполненное в духе гоголевских экфрасисов, но очень точное описание акварельной картины Петра Бореля "Возвращение Пушкина с дуэли": "Тут был Пушкин, с кривым лицом, в меховой шубе, которого какие-то господа, похожие на факельщиков, выносили из узкой, как караульная будка, кареты и, не обращая внимания на удивленного кучера в митрополичьей шапке, собирались швырнуть в подъезд"

 

Памятник Мандельштаму выберут из шести проектов

16 Jan 2007 | Просм: 1354

 

В понедельник, в 116-ю годовщину со дня рождения Осипа Мандельштама, в Москве начались дни, посвященные творчеству великого поэта. А в Московском доме скульптора открылся конкурс проектов будущего памятника Мандельштаму. Памятник будет установлен в небольшом сквере на улице Забелина, недалеко от станции метро "Китай-город".

 

Место выбрано не случайно: на этот сквер смотрят окна коммунальной квартиры дома ? 10 по Старосадскому переулку, где в 1920?1930-х годах в небольшой комнате жил родной брат поэта Александр. Дом в Нащокинском переулке, где жил сам поэт, к сожалению, уже снесен. Но и в квартире брата Осип Мандельштам не только частенько гостил, но и написал несколько десятков стихотворений.

 

? Его знаменитое "Жил Александр Герцович" посвящено братьям-музыкантам Григорию и Александру, которые нередко в своей комнате по вечерам устраивали импровизированные концерты, ? рассказал "Известиям" автор книги "Москва Мандельштама" Леонид Видгоф. ? Сразу оговорюсь, что это стихотворение нельзя рассматривать как злую эпиграмму на шумных соседей ? Александр Герцович был отличным пианистом, и его творчество Мандельштаму нравилось. Сохранились свидетельства очевидцев.

 

Всего на конкурс представлены шесть работ: пять памятников исполнены в реалистической манере, шестой ? в аллегорической. Жюри, которое 25 января должно будет подвести итоги конкурса, специально не называет авторов работ: при принятии окончательного решения будут учитывать и непредвзятое мнение посетителей выставки, которые выскажутся в книге отзывов.

 

Первый проект ? фигура Мандельштама, стоящего на лестнице, олицетворяющей тяжелый жизненный путь поэта.

 

Второй: бронзовый бюст Мандельштама установлен на гранитных кубах, где, как на скрижалях, высечены его стихи.

 

Третий: Мандельштам, бегущий по лестнице в вечность, ступени которой уходят из-под его ног ("Мы живем, под собою не чуя страны").

 

Четвертый олицетворяет хрупкость человеческого бытия: босой поэт пытается оторваться от земли, поднимая руки-крылья.

 

Пятый: уставший Мандельштам, смотрящий вдаль. Кстати, если этот вариант утвердит жюри, Мандельштам, любивший Италию, будет смотреть на здание Ивановского монастыря, выполненное во флорентийском стиле.

 

Шестой проект - аллегорический - посвящен все той же нелегкой судьбе поэта.

 

? Все работы очень интересные, и я даже пока не знаю, кому отдать предпочтение,? говорит главный художник Москвы Игорь Воскресенский, входящий в жюри. ? Ясно одно: памятник Мандельштаму должен быть камерным. А при виде него у обывателя должно возникнуть желание задуматься о жизни и судьбе не только поэта, но и нашей страны.

 

Памятник будет построен на деньги фонда поддержки общественных инициатив "Ответственность".

Богдан СТЕПОВОЙ

 


Комментарии

Нет комментариев

Добавить комментарий

Эта запись закрыта для добавления комментарив.