Селёдка...любимая моя...



"...Учительница первая моя!.."
Помните песню такую? Хорошая, кстати, песня, хоть и очень-очень советская. Но слезу прошибала!

Нет, не помню свою первую учительницу! Да и как вспомнить!
Ашхабад, один из многих городов, в котором мы жили меньше года. Я его запомнила по тому, как папа сыграл там князя Мышкина, как он гонялся на базаре за юродивым, в котором нашёл свой образ.
Да ещё по тому, как СЫГРАЛ папа эту роль!
КАК - передать я не могу, уж очень маленькая была, но впечатление было огромным, из тех, которые запоминаются на всю жизнь. Ну, и сам Ашхабад запомнился по дикой, сухой жаре.
Мы жили в каком то непонятном домике, почему то спали на полу, а на ночь заворачивались в мокрые простыни, иначе заснуть от жары и духоты было невозможно!

А любимая на всю жизнь, учительница, была в том, закрытом Сибирском городе, где мы с мамой остались после ухода папы. Надежда Григорьевна, педагог по русскому языку и литературе. Внешность её была настолько ошеломляюща, что не заостриться на этом моменте просто невозможно!
Противный и злой ребячий язык прилепил ей кличку "Селёдка"!
И, о ужас, она очень ей, по образу её, подходила! Но это совсем не значит, что её не любили, хоть и характер у неё был наивреднейший!
Высокая, в профиль совершенно плоская! Длинная шея и ма-а-аленькая голова! И широкие бёдра! Вот, и картинка готова! Селёдка! Ужас!

Всегда красиво, строго и элегантно одетая, с прекрасно завитыми и красиво уложенными волосами. А ведь в то время добиться таких крутых кудрей было сложно. Это она, бедная, каждую ночь спала на крупных бигудях!
Лицо, вот можно в это не поверить, но очень мне напоминало лицо Джоконды, только в очень уменьшенной копии. Небольшие зеленоватые глаза, тонкие губы, сложенные в этой знаменитой полуулыбке.

Да она и на самом деле, была женщиной-загадкой!

Строга была невероятно. Малейшая провиннность, и ты-за дверью класса!
На урока-тишина! А на уроках её происходило чудо! Она нас всех завораживала!

Я не знаю, как она это делала. Ведь никакого артистизма в ней не было! Но было настолько интересно то, что она нам рассказывала, что мы слушали её, раскрыв рты! Она любила оба своих предмета, особенно, конечно, литературу!

Скажу честно, училась я не-ах! Неровно очень. С точными науками просто на -"вы"! Ну, это ещё мягко сказано!
А вот с гуманитарными предметами всё было в порядке.

И вовсе не потому, что я их усердно учила. Учебники я просто не открывала. И моя Надежда Григорьевна от меня этого не требовала. Зачем ей было спрашивать выученные наизусть правила, если я и так писала грамотно.
А про литературу я уж и не говорю!
Да она и ни от кого не требовала открывать учебник. Зачем?

Она так всё нам преподносила, что это впечатывалось намертво! И нельзя сказать, что она была стихийным человеком, вовсе нет! Она учила нас по школьной программе.
Да и как тогда можно было иначе! Но делала хитрую уловку. Чтобы привлечь к программному произведению, она забрасывала удочку насчёт прочтения какой нибудь непрограммной книги. А иначе ведь не читали бы!
А тут, вольно или не вольно, но-читали! Потому что, потом были жаркие обсуждения, споры!

Вот, как пример-"Молодая гвардия". Чего там говорить, ведь многие программных произведений и не читали, или читали, но-кусочками, или по диагонали!
А она предлагала параллельно прочесть, например "Овода". А потом были сравнения, обсуждения.

Как она будила нашу фантазию! Незаметно для нас она уводила нас в прекрасный мир литературы! Приучила любить книгу, любить -ЧИТАТЬ!
Боже мой! Я сейчас думаю, какое же она сделала для всех своих учеников великое дело. Никто, никто, в это трудно поверить, не получал у неё двоек! Даже братья Лепёшкины!
Ну, это просто отдельная песня, эти два брата-акробата! Два двоечника, сидящих на Камчатке! Старший был просто третьегодником!И мы, все, его ужасно боялись! Потому что он уже разговаривал басом, был, в нашем представлении, уже дяденькой! Большущий, прыщавый и абсолютно бандитского вида! Так вот эти братья ЧИТАЛИ! ЧИТАЛИ! И ни разу не получили двойки!

Меня она, явно, выделяла и любила. Может, тогда усмотрела во мне артистическую натуру. Но
при этом, очень не хотела, чтобы я стала актрисой, как мама.

Нет, она мне не прочила никакого большого будущего, не говорили мне:"Стань писательницей!" Хотя ей очень нравились мои сочинения, и она их, время от времени, посылала на разные олимпиады. И я даже что то там выигрывала.
Она хотела, чтобы я пошла по её стопам-стала педагогом по литературе.

И я только сейчас поняла, что вот это то она и считала-большим будущим! Потому что очень любила своё дело. Считала его наиглавнейшим делом в жизни!

Частенько она брала меня к себе в гости! Подходила ко мне бочком, подмигивала мне украдкой, чтобы никто не видел, кивала в сторону головой, и говорила:"Пошли, почаёвничаем!"
И я с удовольствием, вприпрыжку бежала к ней в гости!

Дома она была совсем другой. Мягкой и смешливой!
У неё был муж и дети, но я их почему то ни разу не видела. Потом я узнала, что с личной жизнью ей не повезло. Узнала не от неё, конечно. Что то не так было с мужем, он ушёл потом от неё. Но в эту сферу она никого не впускала.

Вообще, как мне кажется, у неё были сложные отношения со многими, особенно с руководством школы. Да и не случайно это. Уж очень она не вписывалась в эту школьно-совковую схему!

В гостях у неё мы пили чай с её, приготовленными ею, вкуснющими пирогами. Она рассказывала мне изумительные истории из жизни писателей, давала мне книги из своей библиотеки. А библиотека была большая! Это по тем то временам!
Потом и меня приучила, и я всю жизнь собирала свою библиотеку.

Перед самым нашим отъездом, она подарила мне свою фотографию.
Вот, она сейчас передо мной: смеющаяся, задорная женщина со счастливым лицом, уткнувшаяся в огромный букет роз!
Наверно, этот букет ей подарил любимый муж.

Потому такая она, на фотографии, красивая!


Публикация January 27, 2008 от Mary

« Prev itemNext item »

Comments

От все учителей: поклон до земли!

А фотографию "Селедки" покажите. В галерее.

Публикация от Елена Евич | January 27, 2008 | 20:22:27

Да, хорошо бы. Они у меня при переезде все в таком жутком завале!

Публикация от Mary | January 27, 2008 | 23:33:21

Leave comment

Эта запись закрыта для добавления комментарив.