June 04

Губернатор переходного периода. Часть I: Время "Ч"

Опубликовал Alex

Общественно-политическая ситуация на территории Ярославской области может рассматриваться в качестве наглядного примера того, как развиваются события во многих субъектах РФ, прежде всего в крупных городах и промышленных центрах.

Основополагающей чертой данной ситуации является то, что она является неким переходным периодом, когда политическая система страны неизбежно должна претерпеть изменения весьма радикального характера.

С этой точки зрения, назначение губернатором Ярославской области именно С. Н. Ястребова является и показательным, и симптоматичным. Сегодня главное для политического руководства страны – удержать «лодку» от дальнейшего раскачивания, ибо амплитуда социально-политических колебаний приобретает не просто нежелательный, но и прямо опасный характер.


И если раньше – совсем еще недавно – Кремль мог себе позволить «держать и не пущать» всегда готовую проявить себя региональную вольницу, при этом особо не оглядываясь на возможную реакцию на местах, то сегодня становится всё более очевидно, что в обозримой перспективе Москве придется в гораздо большей мере, чем прежде, считаться с настроениями как внутри губернской элиты, так и в широких массах населения, которые всё более уверенно осознают себя электоратом.

Уместно вспомнить, что развал Советского Союза начался именно с серии поражений КПСС на выборах всех уровней. Когда недовольство существующим положением выливается в протестное голосование по принципу «хоть за черта лысого, только не за «них», то есть представителей номенклатуры, прежде всего партийной. И когда, с другой стороны, эти самые представители партийной номенклатуры как-то вдруг (ибо такое у нас всегда почему-то происходит «как-то вдруг») осознают, что членство в партии бессменной, казалось, власти перестаёт гарантировать завоёванное с таким трудом, унижениями и прямыми денежными затратами высокое положение.

Еще большей степени это относится к функционерам среднего партийного звена, которые уже ощутили себя, что называется, «на подходе» к зияющим вершинам дальнейшей аппаратной карьеры. Они свыклись с положением, когда членство в партии власти (будь то КПСС или «Единая Россия») является необходимым условиям продвижения вверх по социальной, то есть, бюрократической лестнице. Более того, сама по себе принадлежность, пусть даже сугубо формальная, к этой партии вчерашних начальников становится тормозом, и тормозом не просто серьезным, а едва ли преодолимым. И умный уже не тот, кто не упустил возможности вовремя вступить, а тот, кто сумел угадать самый выигрышный момент, дабы сбежать с корабля.

При всем том есть и еще группа партийно-хозяйственных функционеров, которые предпочитают особо не дёргаться, не высовываться и вообще избегают каких-либо резких телодвижений. Они не выказывают ни беспредельной преданности текущей генеральной линии, ни – боже упаси – каких-либо оппозиционных проявлений. Обычно это и есть те, кого принято именовать «крепкими хозяйственниками», да и они сами предпочитают эдак ненавязчиво подчеркивать именно это: делать своё дело, начальству не перечить, на рожон не лезть, поддерживать репутацию надежного соратника действующего руководства.

Такие люди не то чтобы «ждут момента», дабы ухватить за хвост птицу номенклатурного счастья, но, скорее, не отказываются от подвернувшейся возможности, буде таковая подвернётся. И зачастую оная таки подвёртывается!

Наступает момент, когда во власти востребованы люди именно такого рода репутации: вспомнить только незабвенного В. С. Черномырдина. С. Н. Ястребов из той же когорты крепких хозяйственников, не замеченных в каких-либо особых политических выкрутасах, а потому не вызывающих особо отрицательных эмоций у раздраженного электората. Даже членство в партии власти с самого начала воспринималось и им самим, и большинством населения губернской столицы (из числа тех, кто вообще о нём слышал) не более как формальная повинность. Как в СССР практически невозможно было представить себе зампреда горисполкома такого промышленного центра, как Ярославль, так и в эпоху «Единой России» заместитель мэра не может (за единичными исключениями) не иметь соответствующего партбилета. Вернее, не мог до последнего времени.

Однако, судя по всему, помянутая эпоха подходит если не к концу, то к некой судьбоносной развилке, от которой пойдёт отсчет либо нового пути, либо пути последнего, то бишь на пресловутую свалку истории. На коем погосте монумент над прахом почившей в бозе «Единой России» будет органично смотреться рядышком с надгробиями КПСС, Демократического выбора России и «Нашего дома – России».

В таких условиях назначать управленца-политика, пламенного борца за идеалы и рьяного партийца (буде таковые еще где-то сохранились, если вообще в этой жизни существовали), весьма чревато. Когда авторитет власти, причем на всех её уровнях, однозначно идет под уклон, то думать приходится не о достижении новых зияющих вершин, но о том, чтобы это движение в социально-политический овраг хотя бы приостановить. Для чего наиболее подходит некая более или менее нейтральная в глазах электората фигура «буржуазного специалиста», даже если он член партии большевиков.

Естественно, что и сам он при этом делает упор на двух пунктах своей срочно скроенной программы. Во-первых, ненавязчиво подчеркивает именно технический характер своей должности, то есть «дело делать надо, господа, дело делать». А дело наше – это ЖКХ, дороги, ликвидация последствий достойной встречи юбилея Ярославля и прочие текущие проблемы жизни региона.

Во-вторых, отчасти даже демонстративный местный патриотизм. Конечно, всё это сопровождается ритуальными фразами о неизменной верности генеральной линии и лично дорогому Леониду Ильичу либо Владимиру Владимировичу, но для внутреннего употребления более подходит другое заклинание: мы все в первую очередь ярославцы, патриоты своей малой родины, а потому должны руку об руку, плечом к плечу и локоть к локтю. Перед нами столько работы, товарищи, такие сложные проблемы предстоит решать, а потому забудем о партийных дрязгах и политических сварах вообще, засучим рукава и примемся сажать деревья, чинить дороги и далее по списку. Трудом своим на благо родной земли ярославской вместе преодолеем очередные временные трудности.

Характерно, что по итогам своего участия в XIII съезде «Единой России» С. Н. Ястребов вопреки обычаю даже не дал развёрнутой пресс-конференции, да и вообще и о самом этом съезде, и об участии в нем С. Н. Ястребова в региональных СМИ поминалось на порядок меньше, чем о едва ли не каждом шаге новоизбранного мэра Ярославля Е. Р. Урлашова. И это не случайно.

Вообще, Сергей Николаевич с момента своего назначения о «Единой России» и своей к оной руководящей и направляющей если и поминает, то как-то вскользь, будто исполняя некие формальные требования всё еще действующего партноменклатурного протокола. В то же время он не даёт никаких поводов для даже тени сомнений в своей лояльности, и можно быть вполне уверенным в том, что в членах он останется до последнего. То есть, вариант с «сожжением партбилета», пусть даже чисто символическим, под телекамеру для него исключен.


« Prev itemNext item »

Comments

Нет комментариев

Leave comment

Эта запись закрыта для добавления комментарив.