July 07, 2012

Корректировка охранных зон памятников истории и культуры в современных условиях


Действующий проект зон охраны города Ярославля разрабатывался в 80-е годы творческим коллективом под руководством Виктора Федоровича Марова. Проект в установленном порядке прошел, все согласования и был утвержден в июне 1991 г. Указанный проект зон охраны города стал документом, регулирующим проектирование на территории города, включая его историческую часть.

Ярославль, динамично развиваясь, являясь центром крупнейшей промышленно развитой области России, сохранил свою историческую среду (этажность строений, и планировку улиц и кварталов). И в этом заслуга действующего проекта зон охраны, установившем четкие границы зон охраны объектов культурного наследия, территории подавляющего большинства памятников истории и культуры города, режима использования зон территорий, градостроительные регламенты, регулирующие проектирование. Проект стал отправным документом при разработке номинации ЮНЕСКО «Исторический центр Ярославля». Специалисты, выполняющие экспертные заключения по объектам, проектируемым в городе, по проектам застройки реконструкции кварталов города работают только с проектом зон охраны города. Сталкиваясь с проектом и изучая его эксперты, отмечают глубину проработки проекта зон охраны, достаточность, достоверность, доступность, лаконичность и в тоже время его простоту. Проект зон охраны Ярославля является эталоном при проектировании аналогичных разработок в других городах и населенных пунктах. Проект является блестящим учебным пособием для учащихся и студентов, изучающих вопросы охраны и сохранения объектов культурного наследия.


Так для чего же тогда мы говорим о необходимости корректировки этого проекта, получившего высокую оценку международных экспертов?


Во-первых, часть территории города включена в список Всемирного наследия. В документах (номинации) ЮНЕСКО появилось еще одно, новое для нашего города понятие буферной зоны объекта Всемирного наследия. В связи с этим указанные территории и зоны должны быть внесены в проект зон охраны. Для этих территорий и зон будут разработаны режимы и регламенты, будет указан установленный законодательством объем и порядок согласования хозяйственной деятельности.


Во-вторых, в течение ряда лет в рамках действующего проекта зон охраны продолжились историко-архитектурные исследования, разрабатывались локальные охранные зоны, не учтенные основным проектом:



  • проект зон охраны памятников истории и культуры, находящихся на территории ЗАО «Балканская звезда»;

  • проект зон охраны памятников истории и культуры в границах улиц Терешковой, Суркова, Волжской набережной, Красного съезда;

  • проект зон охраны памятников истории и культуры в границах улиц Б. Октябрьской, Чайковского, Которосль-ной набережной, территории филиала военно-финансового университета;

  • проект зон охраны памятников истории и культуры ограниченного улицами Московский проспект, Суздальским шоссе, проспектом Фрунзе;

  • проект зоны охраны объекта культурного наследия «Клуба Гигант»;

  • предложения по высотному зонированию застройки жилого района «Коровники».

Указанные разработки должны быть тщательно проанализированы и включены в состав единого охранного документа.

В-третьих, действующим законодательством в сфере охраны культурного наследия внесены новые формулировки и нормативно-правовые требования, которые тоже должны быть учтены в проекте зон охраны.

В-четвертых, следует установить зоны охраны и градостроительные регламенты для территорий и объектов культурного наследия, не вошедших в состав существующего проекта:


  • бывшее село Норское и Норский посад;

  • церковь Воскресения села Железный Борок (современная улица Гагарина);

  • Губернская земская больница (улица Загородный сад);

  • церковь Спаса Нерукотворного (улица 4-я Иваньковская);

  • церковь Крестобогородицкая (Московский проспект, 161);

  • Главные железнодорожные мастерские (улица Ползуно-ва);

  • усадьба Коковцевых (улица Пригородная, 22,24);

  • Склады Ярославской Большой Мануфактуры (улица Семашко, 8, Будкина, 4);

  • больница (улица Семашко, 7);

  • церковь Троицы (улица 1-я Смоленская);

  • Богадельня  Казанского монастыря (улица Столярная, 18);

  • дом жилой (улица Тарная, 3);

  • церковь Николая Чудотворца в Тропино (улица Тропи-нинская, 23);

  • церковь Леонтьевская (улица Угличская);

  • Городская больница (проспект Октября, 65,67);

  • церковь Благовещения в Яковлевской слободе (улица 3-я Яковлевская,9);

  • Московский вокзал.


В-пятых, следует разграничить территории и зоны охраны в соответствии с категориями охраны объектов культурного наследия и государственным реестром объектов культурного наследия. В отношении памятников археологии необходимо установить их зоны охраны и уточнить режимы охранных мероприятий, установить предельные параметры для изучения культурного слоя при проведении археологических спасательных работ. Следует изучить пойменные территории рек Волги и Которосли и уточнить границы и регламенты зоны охраны природного ландшафта.


Корректировка проекта зон охраны Ярославля будет заключаться не в послаблении установленных режимов и градостроительных регламентов, а в развитии и дополнении действующего проекта. Имя В.Ф. Марова, руководившего разработкой проекта зон охраны, должно быть сохранено в списках авторского коллектива, как человека, заложившего основы зон охраны города, благодаря чему и сохранился наш Ярославль, а его исторический центр получил статус территории ЮНЕСКО.


Исполнители корректировки проекта будут определены на конкурсной основе, проект пройдет все необходимые согласования, включая согласование федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, а также комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО.



Ю.И. Аврутов,

заместитель директора департамента культуры и туризма Администрации Ярославской области, председатель комитета историко-культурного наследия

Зодчий Виктор Федорович Маров: Сборник статей. Ярославль, 2007.

No comments yet