July 07, 2012

Подвижник дела охраны памятников истории и культуры


В 1961 году, я поступил на работу в проектную организацию «Облколхозпроект». Здесь работать мне посоветовали в Москве, в проектном институте «Росгипросельстрой», где впервые в РСФСР на Ярославскую область был разработан «Проект районной планировки Ярославской области». Коллектив нашего архитектурно-планировочного отдела - молодые специалисты, выпускники Московского архитектурного института: В.Ф. Маров, B.C. Серебряков, В.Г. Махотин, Л.А. Васильев. Начальником отдела был Виктор Фёдорович Маров.

Тогда ему - самому старшему из сотрудников - было 29 лет. Отдел занимался разработкой генеральных планов сельских посёлков по программе реализации районной планировки и другими видами проектирования. Было много трудностей организационного характера, но все они решались благодаря инициативе и энергии Виктора Фёдоровича. Очень много нам приходилось ездить по области - нужен был свой транспорт. Он решил и эту проблему - нам в отдел купили два мотоцикла с коляской. Теперь мы летний период использовали полностью для обследования застройки и выбора площадок для перспективного строительства, а зимой в основном проектировали. В нашем коллективе сложились дружеские, тёплые отношения, все мы называли друг друга по имени. Виктор Фёдорович наравне с нами занимался проектированием, на мотоцикле ездил на обследование строительных площадок. Недавно я посмотрел одну из его первых работ - «Проект планировки и застройки села Обновленского Пошехонского района». Выполнена прекрасно - зрелым мастером! Прошло более 40 лет, а эта работа не устарела и достойна выставки любого уровня.


Виктор Фёдорович любил музыку, от симфонической до народной. Любимым композитором его был Г. Свиридов; любил народные песни, хоровое пение. В «Колхозпроекте» он создал музыкальную группу из шести человек, сам в ней играл на аккордеоне «Weltmeister». Регулярно мы ходили на художественные выставки, ежегодно ездили смотреть выставку дипломных работ в МАРХИ и другие. Наши новогодние вечера были, наверное, самыми лучшими и весёлыми в городе - с маскарадными костюмами, интересной концертной программой. Их любили посещать молодые актёры Волковского театра, художники, творческая интеллигенция. Он был большой любитель летней и зимней рыбалки, любил природу нашего края, организовывал коллективные выезды на реку, в лес.


Виктором Фёдоровичем была введена практика обсуждения эскизов проектов в процессе проектирования с участием всех архитекторов - сотрудников отдела. Взгляд со стороны помогал автору проверить себя, утвердиться в правильности принятого решения. Естественно, если были замечания, то они не носили лигитимный характер, обязательный для исполнения, за исключением грубых нарушений норм и просчётов, что позволяло архитектору ускорить работу над проектом. Такие обсуждения выполняли роль техучёбы на практике.


В порядке обмена опытом мы часто бывали в Москве, в институте-разработчике (в то время главным архитектором института был Б.А. Маханько - однокурсник Виктора Фёдоровича по Альма-матер, впоследствии - академик РАН), в Риге и других городах Союза. В «Облколхозпроекте» Виктор Фёдорович проработал 6 лет. С переходом его на другую работу мы стали видеться реже.


Запомнилась мне случайная встреча с ним в селе Улей-ма Угличского района, где расположен единственный сохранившийся на угличской земле Николо-Улеймский монастырь XVI-XVII веков. Я выехал туда на выбор площадки под строительство административного здания, чтобы новая постройка не испортила панораму исторической застройки. Был осенний день. Хожу, выбираю место... смотрю - и глазам не верю. Навстречу идёт Виктор Фёдорович и улыбается (он тогда был директором Ярославских реставрационных научно-производственных мастерских). Он тут же подключился к работе, стал мне помогать. Часа два мы лазали по кустам и буеракам, определяли видовые точки с шоссе, просматривали секторы обзора. В общем, выбирали несколько видовых площадок. Это случай характеризует его как энтузиаста и великого подвижника в деле охраны памятников истории и культуры, несмотря на то, числятся ли они формально, зачислены ли в «Свод памятников». Он был истинным зодчим, потому что, будучи профессионалом, уважал и ценил творчество предшественников. Не даром его девизом в творчестве был «Noli посеге» («не навреди») - его стремление не испортить памятник и его среду.


Март 1984 года. В Ярославле проходит VI Пленум Союза архитекторов СССР. На трибуне В.Ф. Маров. В заключение своего выступления он выражает уверенность, что к 1000-летию города Ярославля Успенский собор на Стрелке будет восстановлен! А ведь правильно говорили древние: «Vox populi - vox dei» - Глас народа - глас Божий.



И.И. Островский,

член Союза архитекторов России

Зодчий Виктор Федорович Маров: Сборник статей. Ярославль, 2007.

No comments yet