July 07, 2012

Штрих к портрету


Конечно, архитектор Маров - фигура. Колоссальная фигура и явление в Ярославской культуре. Русский самородок земли Владимирской, Виктор Федорович под стать своему былинному земляку Илье Муромцу. Настоящий русский богатырь, защитник земли русской, ее национальной культуры.

Сполна одарила Виктора Федоровича русская природа: и внешностью, и характером, и широтой души, и как всякого русского человека многогранностью таланта.


Кто видел его, общался даже немного, забыть невозможно. Знала я его мало, только по ВООПИиК, где работала штатным сотрудником, и где Маров В. Ф. был Председателем Ярославского городского, а затем областного отделения ВООПИиК.


Однажды, на отчетно-выборном собрании, проходившем в помещении Знаменской башни, в ожидании начала собрания я читала газету «Литературная Россия». Маров, сидевший рядом, сказал: «Я тоже читаю эту газету. Согласен с ее точкой зрения на происходящее, но тяжело читать и переживать все это». Перестройка уже набирала свой ход. Вырвался извечный русский вопрос: «Что же делать? Как спасти Россию? Прямо написано: сейчас или никогда!». Он ответил: «А что мы с вами можем! Одни спят, другие изменились до неузнаваемости. Пока оставаться самими собой и страдать...». Что мог ответить он мало знакомому человеку?


Этот маленький эпизод общения с ним, этот штрих добавил к моему представлению о нем, как о человеке, цельном, неравнодушным к судьбе своего народа.


Ко всему, он красавец! Если бы он был артистом, его яркая внешность наводила на эту мысль, его амплуа - только «герой». Но пуще по делам своим, служению граду и краю Ярославскому в деле сохранения и пропаганды историко-архитектурного наследия Виктор Федорович и остался для всех нас одним из героев нашего времени, но, как водится на Руси, не выпячивающейся, по своим профессиональным заслугам и талантам, неоцененным и непознанным до конца.


В.Ф. Маров писал эту книгу-исследование всю жизнь, отдавая ей профессиональное мастерство и вдохновение. Виктор Федорович не только любил Ярославль, он жил его архитектурой, объял душой каждый памятник, старался донести непреходящую ценность, уникальность ярославского зодчества до земляков и всех россиян.


Когда закладывали скульптурную группу Святой Троицы на Стрелке (она поставлена на месте бывшего Успенского собора), я увидел Марова на лавочке рядом с раскопом. Он гладил, буквально ласкал кирпич, вынутый из фундамента собора, словно прикасался к той эпохе, мысленно соучаствуя в созидании храма. Это лишь один штрих к портрету человека, который, к сожалению великому ушел из жизни.


Книга будет достойной памятью о Викторе Федоровиче Марове, а сам он - примером служения родному Ярославлю, национальной культуре, России.



Г.Л. Петровичева, член ВООПИиК, литературный работник

Зодчий Виктор Федорович Маров: Сборник статей. Ярославль, 2007.

No comments yet