July 07, 2012

Слово о зодчем



Виктор Федорович Маров - имя во многом судьбоносное для Ярославля последней четверти XX в. Мне посчастливилось несколько раз повстречаться с Виктором Федоровичем на профессиональных путях. Он был представителем той золотой плеяды архитекторов, которая появилась в Ярославле в 1950-е годы и многое сделала для сохранения и восстановления облика города.

Это были люди высокой культуры, прекрасно понимавшие какую ценность представляет собой Ярославль в градостроительном и архитектурном аспектах. В это время в Ярославской реставрационной мастерской, во многом задававшей определенный настрой по отношению к историко-культурному наследию города, работали такие корифеи как Борис Васильевич Гнедовский, Элла Дмитриевна Добровольская, Евгений Георгиевич Ефремов, Елизавета Михайловна Караваева, Вера Григорьевна Брюсова, Владимир Сергеевич Баниге. К сожалению, в начале 1960-х, в период бюрократических гонений на реставраторов, вся эта блистательная когорта специалистов оставляет Ярославль. Но дух почитания ярославской старины, научно-методический подход к сохранению и реставрации исторических городов останется жить и проявится впоследствии и в работах Виктора Федоровича, и в деятельности еще двух замечательных архитекторов, практически одновременно прибывших с ним в Ярославль после окончания Московского архитектурного института - Ивана Борисовича Пуришева и Людмилы Васильевны Ширяевой (Якуниной).


70-е - нач. 80-х гг. в Ярославле были периодом глобальных разрушений историко-архитектурной среды города и строительства двух градоформирующих объектов - театра юного зрителя и нового здания обкома партии. При сооружении ТЮЗа была разрушена часть улицы Свободы от площади Труда до улицы Республиканской, при этом было уничтожено большое количество исторических зданий конца XVII-нач. ХХвека.


Проект здания обкома партии на Советской площади первоначально был разработан авторской группой Л.В. Ширяевой и предполагал воссоздание дворца наместника на этом месте, как утраченного звена одного из лучших архитектурных ансамблей раннего классицизма. Однако, по-видимому, по идеологическим мотивам, он не был осуществлен; новый проект заказали группе московских авторов под руководством архитектора Малашонок.


Строительство нового здания обкома, начавшееся во второй половине 1970-х гг., проходило под покровом тайны. Доступ на площадку, обнесенную высокой бетонной оградой, строго охранялся. Никто из ярославцев (не считая партийной верхушки) не видел проекта. Однако в народе гулял слух, что будет воссоздан дворец наместника и одной из самых красивых площадей России вернут былое великолепие. Но каково же было разочарование жителей города, когда за забором стало появляться совсем иное по тектонике и эстетике здание, а все постройки Мытного двора, построенного по проекту П.Я. Панькова в этом квартале в 1820-х гг., были подготовлены к сносу. Угроза сноса нависла и над шедевром Н.И. Поздеева - часовней Александра Невского (1892г.), в которой в это время располагался магазин «Пчеловодство». За часовней находилась Башня мытного двора с куполообразной крышей и тройными итальянскими окнами в духе Кваренги, она была разрушена почти за сутки. Ковш экскаватора навис над часовней.


Понимая ее исключительную ценность в градостроительном и архитектурном отношении В.Ф. Маров, Л.В. Ширяева, я и еще несколько человек собрались в Союзе архитекторов у ученого секретаря, талантливейшего художника и педагога Нины Владимировны Веселой. Медлить было нельзя, было принято решение отправить срочную фототелеграмму в Партийный контроль при ЦК КПСС - Пельше. Все прекрасно осознавали, чем грозит такое инакомыслие — в эти годы уже не сажали в ГУЛАГ, но умело отправляли на излечение в психбольницу, снимали с должности, а порой и выдворяли за пределы родной страны.


Репрессии подобного рода коснулись и нас, к счастью, главным образом - в виде денежных наказаний и продвижения по службе, но главное было достигнуто — наши доводы услышали: часовня была сохранена и даже реставрирована в 1983-85 гг. Ярославской специальной научно-реставрационной производственной мастерской под руководством Виктора Даниловича Шаульского. Проект реставрации был выполнен архитектором Васильевым Леонидом Сергеевичем, а восстанавливал сложнейшую кладку крыльца и барабанов замечательный каменщик-реставратор Михаил Федорович Флегонтов.


Восемь лет (до 1977г.), отработанные Виктором Федоровичем главным архитектором и директором Ярославской реставрационной мастерской, помогли накопить серьезные знания в развитии региональной архитектуры, осмыслить исторические аспекты градостроительного развития Ярославля.


И поэтому не случайно, когда в институт «Ярославльгражданпроект» был отправлен заказ на разработку Проекта зон охраны г. Ярославля, именно он возглавил эту работу.


Будучи реалистом, поработав в молодые годы в управлении главного архитектора города, Виктор Федорович умел жертвовать частностями во имя сохранения основополагающих принципов. Одним из таких принципов было его отношение к историческому ядру города - территории Ярославского кремля, и, в частности, к вопросу о восстановлении Успенского собора на Стрелке.


Прекрасно понимая градостроительное значение этой доминанты, ее роль в восстановлении исторического силуэта города и его градостроительной структуры XVIII в., взятой под охрану, Маров смело утвердил в регламенте охранных зон единственно возможную позицию по отношению к Успенскому собору - его восстановление (воссоздание). Проект охранных зон Ярославля был высоко оценен виднейшими специалистами отечественной архитектуры и культуры.


Это послужило отправной точкой и для меня, когда мне предложили участвовать в закрытом конкурсе на проект Успенского собора в Ярославле. Наличие большого количества фотографий, исторических чертежей, архивных материалов, а также метрологический анализ и исследование пропорций позволили разработать проект воссоздания Успенского собора на Стрелке с высокой степенью аутентичности.


Сейчас, когда времена подавляющей коммунистической идеологии сменились периодом власти «золотого тельца», над Ярославлем нависла новая угроза - появление эклектичного архитектурного монстра, своими параметрами превышающего исторический объем собора в 1,5-2 раза. Как это ни печально, но также, как и в случае с воссозданием уникальной по красоте Ильинской площади (невоплощенный проект Людмилы Васильевны Ширяевой), местные чиновники от архитектуры даже не пытались объяснить властям трагических последствий для Ярославля принятого ими решения.


Кроме восстановления Успенского собора, очень важным для исторического центра Ярославля в градостроительном и архитектурном отношении Виктор Федорович считал восстановление утраченного в 1918-м году южного павильона гостиного двора по линии улицы Первомайской. В конце 80-х гг. он вместе с архитектором Натальей Николаевной Гаевой и при моем участии в качестве консультанта-реставратора разрабатывает проект воссоздания южного павильона, что позволило бы восстановить тем самым один из лучших ансамблей русского провинциального классицизма. Однако власть банков в это время становится уже всесильной, а культура банкиров не соответствующей уровню их власти. Проект остался на бумаге.    *


К сожалению, желание тотально застроить все пространство исторической части города, привело в последнее время к решению о пересмотре проекта зон охраны Ярославля - важнейшей работы Марова. Остается только надеяться, что архитекторы, которые будут заниматься корректировкой этого проекта, возьмут из него все лучшее и принципиально важное. Только тогда это будет данью светлой памяти Виктора Федоровича, жизнь которого была посвящена Ярославлю.




В.И. Сафронов,

архитектор-реставратор, член корреспондент академии архитектуры «Наследие»

Зодчий Виктор Федорович Маров: Сборник статей. Ярославль, 2007.

No comments yet