May 12

Россия: между закатом и рассветом - 4

Опубликовал Alex

Есть такая профессия – защищать права человека

Было бы даже странно, если бы в нынешней России само по себе расплывчатое понятие «прав человека» не стало еще одним поводом для ожесточенных политических спекуляций. Как всегда у нас, «взгляд на проблему» зависит строго и единственно от точки зрения рассуждающего. Если ты «демократ» (кстати, почему это у нас чуть ли не все общечеловеческие понятия непременно сопровождаются кавычками?), то просто обязан презирать незабвенную тоталитарную колбасу за два двадцать. Если же назвался коммунистом либо национальным патриотом (словосочетание удивительное и прочему миру неведомое), то прямо-таки обречен клеймить продажность «свободной» (опять же, именно и всегда в кавычках) прессы и не к месту поминать пятый пункт бывшей анкеты рыночных торговцев и новых русских олигархов. Кстати, мало кому у нас ведомо, что само по себе принуждение человека к обозначению собственной национальности уже рассматривается как нарушение его прав, причем весьма серьезное.


Вообще, права человека – это то, к чему в России всегда относились не то чтобы иронически, но и не настолько серьезно, чтобы обретенные личные свободы считать достаточной компенсацией за неизбежные побочные проявления. Оно и понятно, ибо когда человеку и гражданину не на что купить хлеба (лекарства, одежду, молоко для ребенка), то долгожданная свобода слова, собраний и даже демонстраций кажется далеко не такой привлекательной, как выглядела некогда на интеллигентской кухне под водочку и вышеприведенную колбаску, пусть и вывезенную с боем из образцового коммунистического города-героя.

В то же время уже сейчас ни в одной стране мира нет, кажется, эдакой прорвы правозащитников на жалованье и по служебным обязанностям: профессиональные общественники, солдатские матери по должности, защитники природы по штатному расписанию, освобожденные (в смысле, на зарплате) обманутые вкладчики, борцы за права пенсионеров с тысячными окладами – далеко не исчерпывающий перечень. И чем больше мы боремся за права человека, тем труднее ощутить их наличие в повседневной жизни. Права человека в России – как деньги госбюджета: всё время расходуются нецелевым образом.

Рядовой и условно освобожденный гражданин России никак не дорастёт до осознания того очевидного факта, что права человека предполагают прежде всего его личную ответственность как за само их наличие, так и за возможности ими воспользоваться. Зачем нам «свободная» (пусть даже в кавычках) пресса, если у основной массы все равно нет денег подписаться на газету? Да и вообще, свобода – это право человека на выбор. Парадокс, однако, в том именно и состоит, что по мере расширения диапазона возможностей для общества в целом, возможности реального выбора для конкретного и отдельно взятого человека и гражданина продолжают неуклонно скукоживаться. В результате, сегодня этот самый «реальный выбор» подавляющего большинства населения России стал даже более ограничен и более жестко предопределен его социально-экономическим статусом, чем в предреволюционном 1990 году. И до тех пор, пока гражданин России будет лишен этого своего права, он неизбежно будет ощущать собственную неполноценность как человеческую, так и гражданскую.

Беда в том, что право на выбор у него уже есть, а вот самого выбора – нет. Раньше была одна на всех колбаса, теперь – одна на всех свобода. Вот бы соединить, да пока что-то не получается. Но борьба продолжается…

« Prev itemNext item »

Comments

Нет комментариев

Leave comment

Эта запись закрыта для добавления комментарив.