Сподвижничество к сотворению: о цветовых контрастах Ван Гога

Кнопа


"Только тому, кто любит цвет,

открывается его красота и внутренняя сущность.

Цветом может пользоваться каждый,

но только беззаветно преданному ему

он позволяет постичь свои тайны"

И. Иттен

 

  Не правда ли, довольно интересно, какие чувства и эмоции стали сподвижниками к сотворению (да, именно сотворению) той или иной картины, какого-либо музыкального произведения?! 

  Многие события жизни человечества или отдельно взятых людей нашли отражение в изобразительном искусстве. Возможно, иногда становится просто необходимо излить разъедающую боль или всеохватывающую радость на бумагу, чтобы она не поглотила тебя целиком. Каждый в своей жизни, наверное, испытывал нечто подобное…



      Как Чарли Чаплин мог выражать мысль через мимику, жесты, через своё актерское мастерство, как поэт властен над словом, так и художник управляет цветом, а цвет в свою очередь – человеческими чувствами.


     Интересное для художника явление представляют собой цветовые синестезии, "соощущение", когда органы чувств возбуждаются неадекватными раздражителями. К примеру, при звуках музыки возникают ощущения цветов или при наблюдении цвета представляются какие-либо звуки, осязательные, вкусовые ощущения и т. д.


     В. Кандинский верил в то, что цвет в живописи самоценен, цветовыми сочетаниями можно выражать все эмоции и передавать все духовные ценности. Одним только цветом можно выразить духовные переживания, эмоциональное состояние человека без изображения реальных предметов. По его теории, при восприятии цвета в изображении в глаза должны бросаться теплые и холодные, светлые и темные его тона. Теплота или холод краски - это склонность к желтому или синему, движение в каком-либо направлении. При теплой краске движение направлено к зрителю, стремится к нему, а при холодной - удаляется от него.


     В. Кандинский создал целую систему чувственного и музыкальнозвукового значения цвета, используя которую, художник общается со зрителем посредством создания цепи смысловых и цветовых ассоциаций. В разделе «Действие красок» В. Кандинский писал: «Если блуждать взглядом по палитре красок, то возникает два главных последствия — рождается чисто физическое воздействие и психическое воздействие», рождающее «вибрацию души»».


     Иоганн Вольфганг Гете чувствовал "фактуру" цвета и его "вкус".     Цветовые синестезии были распространены в искусстве романтиков и несколько позже в музыке и поэзии символистов. Французский поэт Артюр Рембо прославился своим сонетом "Гласные": А - черный, белый - Е; И - красный; У - зеленый; О - синий; тайну их скажу я в свой черед". Немецкий романтик А. В. Шлегель  также ощущал "окраску" звуков: "А - соответствует светлому, ясному, красному и означает молодость, дружбу и сияние. И - отвечает небесно-голубому, символизируя любовь и искренность. О - пурпурное, Ю - фиолетовое, У - ультрамарин". Очень богата цветозвуковыми образами поэзия А. Блока, А. Белого, С. Есенина, К. Бальмонта, В. Хлебникова. Многие музыканты и композиторы обладают так называемым "цветным слухом" (А.Н. Скрябин, Н.А. Римский-Корсаков). Остро чувствовали цветомузыкальные соответствия художники М. Чюрленис, А. Лентулов, В. Кандинский.


     В культуре разных эпох и цивилизаций цвета имели различные символические значения. Особым мистическим смыслом наделяли цвет во времена средневековья.


      Подобно средневековым мистикам, Винсент Ван Гог не просто ощущал эмоциональное воздействие  цвета на художника и зрителя,  но наделял цвет особым символическим значением. Он пытался постичь законы мироздания и отразить их действие в своих работах. Ван Гог использовал символику цвета, усиливая ее созвучиями или контрастами, благодаря чему полотна приобретали особый ритм и звучание. Желтые, солнечные тона стали главными в полотнах живописца. Желтый - символ жизни, зрелого и полноценного урожая (особенно ярко проявился в полотнах "Подсолнечники" и "Сеятель").


     Природа на картинах Ван Гога живет собственной полноценной жизнью, она постоянно пребывает в движении. Но для человека она двойственна: может быть источником жизни, а может отвернуться от человека, следуя собственному пути. Трагедию отношений мира и человека Ван Гог передает при помощи контраста желтого и зеленого, желтого и синего, желтого и фиолетового,  желтого и коричневого, желтого и черного.


    
Синий и желтый

    Контрастом желтого и синего притягивает к себе картина «Звёздная ночь».


n_starry_night.jpg


     С точки зрения психологии, синий – это цвет-антипод желтого, и как таковой, самый темный в спектре, самый печальный, серьезный, тоскливый; он действует успокаивающе, а в больших количествах – даже угнетающе.


     В. Кандинский отмечает главное свойство синего – его глубину, которая вызывает весьма серьезные мысли и чувства: «Углубленное синее дает элемент покоя. Опущенное до пределов черного, оно получает призвук человеческой печали. Оно делается подобным бесконечному углублению в серьезную сущность, где нет конца и быть конца не может». Синий словно зовёт человека к бесконечному. Он символизирует звучание флейты, виолончели, а наиболее углубленный его оттенок  - орган.


     Тёмно-синий цвет вызывает чувство безысходности, беспокойства и печали. Становясь светлее, он приобретает характер безразличности, покоя. Но в этой картине синий контрастирует с интенсивным желтым. Среди общей синей массы мы можем заметить яркие пятна желтого, а как было сказано выше, "синий - антипод желтого".


     В. Кандинский ощущает в желтом безумие, бешенство. Действительно, желтый каким-то образом связан с безумием. Он считал, что если добавить синего, то нарастает ощущение болезненности, повышенной чувствительности и раздражительности, словно красочное выражение безумия, но не меланхолии, а припадка яркого безумия. Восприятие этого цвета подобно звуку трубы.


     Желтый цвет был любимым цветом Ван Гога. В конце XIX века «желтым домом» называли больницу для душевнобольных, хотя желтый цвет и вызывает у всех ощущение открытости, легкости, радости и широты. Он обладает освобождающим, раскрепощающим воздействием и выражает основную потребность – свободно развиваться. Желтому оказывают предпочтение люди, которые ищут изменившихся, освобожденных отношений, чтобы разрядить раздражающее напряжение и получить возможность раскрыться.


     Довольно противоречивые цвета: синий - желтый. Возможно, внутренние колебания, свое смятение, бурю Ван Гог и выражал через столь противоречивое сочетание красок. Как мне кажется, пятна желтого были в роли всплеска негодования, направленного к его жизни, мрачной, с несбывшимися ожиданиями. Всё это отражается и в технике: неоднородные и разнонаправленные, довольно широкие мазки кисти, спиралевидные, загнутые линии.


     Небо словно отражает бурю, которая вот-вот накроет спящий город.
На переднем фоне у него нашлось место и чёрному, означаещему у Кандинского нечто мёртвое, без возможностей, бездвижное, словно труп (тело после смерти). Он символизирует вечное молчание, за которым ничего не следует, законченную паузу.


     Возможно, противостояние желтого и синего, сгущенного до черного, выражает у Ван Гога такие чувства, как страх, смятение, колебание.  «Звездная ночь» - это  яркий крик, крик отчаяния.


     Фиолетовый и желтый

r_pic.jpg

     Первый же взгляд на картину «Пшеничное поле с грозовым небом» приносит настроение мрака, страха, тревоги.  Мне кажется, в сердце этой картины - состояние напуганного человека, мечущегося внутри самого же себя... Изображение перекрестка дорог в такой гамме обозначает распутье, сомнения, терзающие душу, что только подчеркивают черные птицы.  Ван Гог пытался выразить нечто, что тревожило его самого: смотришь на эту картину и невольно вспоминаешь все свои смятения, разочарование, страх движения дальше по жизненному пути. Безнадежностью и огорчениями  пронизана картина.


     Фиолетовый – это как бы угасший красный, красный, на который набросили покров тьмы. Можно мыслить его как первый цвет, появляющийся из мрака и не знающий, в какую сторону ему развиться дальше – в сторону красного или синего. В этой двойственности фиолетового, в его темной природе – источник особенного психологического воздействия этого цвета. Фиолетовый одновременно полон жизни и возбуждает тоску и грусть, он действует угнетающе, и чувство печали, вызываемое им, согласуется с печалью подавленного духа, задерживает деятельность. Но вместе с тем, фиолетовый успокаивает и даже излечивает больного, усталого человека.


     Фиолетовый цвет характеризуется Кандинским как болезненный звук, нечто погашенное и печальное, и связывается со звучанием английского рожка, свирели, а в своей глубине - низким тонам деревянных духовых инструментов (напр., фагота).


     Соседство фиолетового с желтым не только не смягчает болезненные ощущения, а напротив - он усиливает негативные черты желтого. Желтый, так же как и красный, сопровождает все живое: это и солнце, и земля, и пламя, но если  тепло цвета глушится, то рождается ощущение повышенной чувствительности, раздражительности, красочного выражения безумия, но далеко не меланхолии, а припадка безумия и даже бешенства.


     Так и картина «Пшеничное поле с грозовым небом». В ней не потухшая боль, сжимающая всё внутрь, а напротив -  нечто, что рвется изнутри наружу, прогрызая себе путь.


     «Я чувствовал, как холод насквозь пронизывает мою душу, и я не хотел оказаться во власти этого чувства»,  - писал в своих письмах Ван Гог.



Коричневый и желтый

N04715_9.jpg

     В каждой из картин группы работ, построенных на контрасте коричневого и желтого, использовано мало цветов, даже можно сказать почти никаких, кроме разных оттенков этого же цвета. Как и сюжеты, техника живописи довольно монотонна и скучна. Это может быть следствием ощущения безнадёжности, конца, потерянности жизни, когда человеку многое вокруг становится безразличным, но не в прямом смысле, а в смысле внутренней игры с самим собой: вроде бы ничто не имеет значения, смысла, но это только лишь потому, что сам заставил себя поверить в это.


     С другой стороны, возможно, такое однообразие палитры отражает то состояние души, когда человеку нужен покой или даже упокоение: ничего вызывающе яркого или мрачного, просто нейтральные краски, рождающие ощущение паузы. Сам Ван Гог когда-то писал брату:  «Можно иметь горящий очаг в своей душе, но всё же никто не придёт посидеть у него. Прохожие видят только дымок, поднимающийся из трубы, и продолжают свой путь». Однотонность, а вернее - монотонность его картины вызывает переживание тоски, печали. На одной из коричнево-желтых картин («Соломенные крыши») изображено поселение, куда давно не попадали солнечные лучи, и жизнь в котором словно потухла, растаяла. Только редкие цветы на деревьях робко нашептывают о слабом дыхании жизни.



     Желтый и зеленый

6231.jpg

     Картина «Вид на Рону» бросается в глаза сразу жёлтым цветом, и лишь позже заметными становятся и другие цвета: зелёный, чёрный. Да, жёлтый цвет, безусловно, цвет  радости, но только не в этой картине. Здесь он только подчёркивает настроение тоски и отчаяния. Учитывая то, что жёлтый -    это возбуждающий и динамичный цвет, можно сказать, что отчаяние здесь всеохватывающе, но присутствие зелёного в какой-то степени приглушает его. 


     В психологии место зеленого совершенно исключительно. Зеленый занимает особое место в спектре солнечного света: он находится как раз посередине между возбуждающими и успокаивающими цветами, между активными и пассивными. Слева от зеленого располагаются красный, оранжевый и желтый, справа – голубой, синий, фиолетовый. Он находится между двумя этими группами и поэтому является нейтральным в смысле действия на нервную систему человека. Зеленый – один из основных цветов, он физиологически оптимален, т.к. это цвет природной среды, в условиях которой формировалось цветовое зрение человека.


     Благодаря соседству с зелёным общая картина красок, нагнетающих страх и боль, приобретает очертания безысходности или даже некоторого смирения, как мне кажется. Если попытаться прорисовать эту картину в движении, то можно предположить, что сначала было стремительно наступающее чувство боли, страха, борьбы, которое постепенно затихало и перерождалось в нечто сдержанное, но давящее изнутри.


     Передний план картины выдержан в чёрном цвете. Это подчёркивает трагичность и безысходность, а то обстоятельство, что именно на  переднем плане Ван Гог отпустил место черному, усиливает его значение. Если задуматься над ассоциациями: чёрное небо, темнота, глубокие ямы, пещеры, ущелья, истлевшая плоть, сгоревшее дерево, болотная грязь – все это вызывает у человека инстинктивный страх и отвращение; черное поглощает энергию человека и делает бессильным его зрение, что само по себе грозит опасностями. Художник решительно использовал этот цвет. То, что детали картины не досконально прорисованы, внушает некую душевную  усталость и желание перешагнуть поскорее через неудачный период в жизни и терзание самого себя.


    Не правда ли, довольно интересно, какие чувства и эмоции стали сподвижниками к сотворению (да, именно сотворению) той или иной картины, какого-либо музыкального произведения?!


  Многие события жизни человечества или отдельно взятых людей нашли отражение в изобразительном искусстве. Возможно, иногда становится просто необходимо излить разъедающую боль или всеохватывающую радость на бумагу, чтобы она не поглотила тебя целиком. Каждый в своей жизни, наверное, испытывал нечто подобное…


      Как мне самой кажется, только на внутреннем, богатом мире личности может вырасти что-то, что после можно будет вылить в музыку, на холст или на лист бумаги. Ну, не создаются же от нечего делать ни совершенно простые творения, ни уж тем более шедевры! Искусство всегда несёт в себе выражение мысли, души, желаний, событий, а значит, не может существовать на пустом, равнодушном месте, ведь чувства человека и есть самая плодородная почва.

Публикация June 22, 2008 от Elena

« Prev itemNext item »

Comments

Нет комментариев

Leave comment

Для добавления комментария вы должны зайти как пользователь.