Не надо «ля»

«Пока дышу - надеюсь»
Блог Бориса Лившица

Мысль вслух №6.

 

okДля колонки в "Культурной эволюции"

МЫСЛЬ ВСЛУХ.

 Эту книгу мне когда-то подарил приятель ещё в студенческие годы. Читал я её с величайшим удовольствием, но не взахлёб, а медленно, подчас останавливая себя на самом интересном месте.

 

lk

 

Рано или поздно я, конечно же, заговорил бы с вами о ней, но потом, когда-нибудь. А тут вычитал в одном из ЖЖ, как одна уважаемая мной мама повела своего сына в библиотеку за книгой "Три толстяка" Юрия Олеши. И моя студенческая влюблённость в этого писателя так меня взбудоражила, что и я решил повести вас, дорогие читатели, в библиотеку. Правда, искать мы будем другую книгу этого автора.

 

 "Ни дня без строчки".

 

Однажды я как-то по- собенному прислушался к старинному изречению о том, что ни одного дня не может быть у писателя без того, чтобы не написать хоть строчку. Я решил начать придерживаться этого правила и тут же написал эту первую "строчку". Получился небольшойи,как мне показалось, вполне законченный отрывок. Произошло это и на следующий день, и дальше день за днем я стал писать эти "строки". "Мне часто приходит в голову мысль о том, что неплохо было бы пересказать на особом листе - верней, листов понадобится несколько - все те сюжеты литературных произведений, которые поразили меня. Надо в конце концов это сделать!Сколько таких сюжетов? Довольно трудно ответить сразу, неприступив к самому выписыванию. Двести? Пожалуй, двести. Нет, меньше. Сто! Сразу - сто?

Первым вспоминается "Принц и нищий" Нет,нет,ничто не вспоминается отдельно - врывается целый вихрь!.."

Не скрою, что именно Олеша и его книга, натолкнули меня на принцип построения нашей литературной колонки. Да и не собирался я претендовать на первооткрывательство. Важнее другое. И тогда, в годы студенчества, и сейчас, разговаривая с вами в виртуальном пространстве, я ничуть не сомневаюсь, что достоинство этой книги невозможно переоценить. Трудноопределяемый жанр "Ни дня без строчки" как раз и должен притягивать читателя: что бы вас не привлекало в литературе, шире – в искусстве, на одной из страниц этой книги вы непременно найдёте или намёк, или мотив "своей", ещё не прочитанной, а может быть, наоборот, зачитанной до дыр книги.

А стиль! Послушайте только:

"На старости лет я открыл лавку метафор. Знакомый художник сделал для меня вывеску. На квадратной доске, размером в поверхность небольшого стола, покрытой голубой масляной краской, карминовыми буквами он написал это название, и так как вголубой масляной краске и в карминовых буквах, если посмотреть сбоку, отражался, убегая, свет дня, то вывеска казалась очень красивой. Если посмотреть сильно сбоку,то создавалось такое впечатление, как будто кто-то в голубом платье ест вишни.

Я был убежден, что я разбогатею. В самом деле, в лавке у меня был запас великолепных метафор. Однажды чуть даже не произошел в лавке пожар от одной из них. Это была метафора о луже в осенний день под деревом. Лужа, было сказано, лежала под деревом, как цыганка. Я возвращался откуда-то и увидел, что из окна лавки валит дым. Я залил водой из ведра угол, где вился язык пламени, и потом оказалось, что именно из этой метафоры появился огонь.

Был также другой случай, когда я с трудом отбился от воробьев. Это было связано как раз с вишнями. У меня имелась метафора о том,что когда ешь вишни, то кажется, что идет дождь. Метафора оказалась настолько правильной, что эти мои вишни привлекли воробьев, намеревавшихся их клевать. Я однажды проснулся от того, что моя лавка трещит. Когда я открыл глаза, то оказалось, что это воробьи. Они прыгали, быстро поворачиваясь на подоконнике, на полу, на мне. Я стал размахивать руками, и они улетели плоской, но быстрой тучкой. Они порядочно исклевали моих вишен, но я на них не сердился, потому что вишня, исклеванная воробьем, еще больше похожа на вишню,-так сказать, идеальная вишня.

Итак, я предполагал, что разбогатею на моих метафорах.

Однако покупатели не покупали дорогих; главным образом покупались метафоры "бледный как смерть" или "томительно шло время",а такие образы, как "стройная как тополь" прямо-таки расхватывались. Но это был дешевый товар, и я даже не сводил концов с концами. Когда я заметил,что уже сам прибегаю к таким выражениям, как "сводить концы с концами", я решил закрыть лавку. В один прекрасный день я ее и закрыл, сняв вывеску, и с вывеской под мышкой пошел к художнику жаловаться на жизнь..."

А с этим будете спорить?

 "Я сейчас выскажу мысль, которая покажется по крайней мере глупой, но я прошу меня понять.

 Современные прозаические вещи могут иметь соответствующую современной психике ценность только тогда, когда они написаны в один присест. Размышление или воспоминание в двадцать или тридцать строк, максимально, скажем, в сто строк – это и есть современный роман.

 Эпопея не представляется мне не только нужной, но вообще возможной.

 Книги читаются сейчас в перерывах – в метро, даже на его эскалаторах – для чего ж тогда книге быть большой? Я не могу себе представить долгого читателя – на весь вечер. Во-первых, миллионы телевизоров, во-вторых, надо прочесть газеты…"

 Добавлю от себя: "... посидеть в интернете!"

 ...Перелистываю страницы книги. Улыбаюсь, злюсь, восхищаюсь, открываю рот от удивления, соглашаюсь, протестую... ЖИВУ!

 


Комментарии

Нет комментариев

Добавить комментарий

Эта запись закрыта для добавления комментарив.