February 12, 2013

ЗОДЧИЙ МАРОВ


Виктор Федорович Маров- ярославский зодчий. Слово "архитектор" он не любил. И сам он всегда оставался именно зодчим. Он говорил: "Я охраняю не памятники, а труд зодчих".
Виктор Маров с отличием закончил Московский архитектурный институт, его ожидала блестящая столичная карьера, но он выбрал для творчества скромный провинциальный Ярославль, в который  влюбился с первого взгляда и навсегда. ЗОДЧИЙ МАРОВ

Виктор Федорович Маров- ярославский зодчий. Слово "архитектор" он не любил. И сам он всегда оставался именно зодчим. Он говорил: "Я охраняю не памятники, а труд зодчих".

Виктор Маров с отличием закончил Московский архитектурный институт, его ожидала блестящая столичная карьера, но он выбрал для творчества скромный провинциальный Ярославль, в который  влюбился с первого взгляда и навсегда.
7 декабря 2005 года друзья, коллеги Виктора Федоровича Марова собрались на вечер памяти в Доме архитектора. Шесть лет назад  Виктор Маров ушел из жизни, его дело по сохранению  архитектуры древнего Ярославля продолжают соратники, друзья.
На вечере  вспоминали замечательного зодчего, яркую, запоминающуюся личность, человека, который до боли в сердце любил Россию и все русское - природу ,памятники, музыку, стихи, живопись, литературу. Он переписывался с великими русскими писателями Виктором Астафьевым, Василием Беловым и сам писал стихи, рассказы. И одно время полностью хотел посвятить себя литературе.
В конце 70-х годов прошлого века в Госстрое обсуждали проекты охранных зон столичных городов. Виктор Федорович  работал над проектом охранных зон Ярославля и ездил в Москву защищать свой проект. Работу, которую провел Виктор Маров, была просто уникальной. Охранные зоны  необходимы, чтобы противостоять новому строительству, которое бы разрушило неповторимую  планировку древнего города.
Виктор Федорович знал как трудно будет отстоять памятники древнего нашего города, коль и в Москве и в Петербурге столько старины разрушалось, но смело и бескомпромиссно вступил в борьбу за старый Ярославль.
Московские коллеги говорили, что Маров просто купается в архитектуре, настолько хорошо, глубоко он знал ярославские памятники. Вдова Виктора Марова, диктор областного радио Галина Васильевна Марова вспоминает как часто консультировались с Виктором Федоровичем историки, архитекторы, журналисты. Он знал буквально каждый дом, сколько раз и когда он перестраивался. Да что там дом, каждый кирпичик был ему знаком. Он мог забыть какие-то обыденные вещи и даты , но все, что касается  всех 800 городских памятников, знал досконально и не забывал никогда.
В том,  что историческую часть древнего Ярославля включили недавно в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО,громадная  заслуга и зодчего Виктора Марова. Идет свет от звезды по имени Маров, поэтично говорит об этом Галина Васильевна. Более четверти века назад Виктор Федорович первым заговорил о восстановлении Успенского собора на Стрелке. Тогда он встретил непонимание не только чиновников,но и некоторых коллег. И вот к тысячелетию Ярославля  эта идея начала воплощаться в жизнь. В книге Марова " Ярославль. Архитектура и градостроительство", которая вышла  уже после смерти автора, чертежи всех зданий выполнены им ни с помощью компьютера, как это делают большинство современных зодчих, а вручную. Есть чертежи и Успенского собора. Жаль, что в 2005 году конкурсная комисссия выбрала не проект восстановления собора, а совершенно иную форму храма, который своим объемом и формами не впишется в заповедную зону Стрелки.
Можно только поразиться какие зигзаги делает судьба. Она свела Виктора Федоровича с сыном человека, который готовил взрывы Успенского собора. И Маров купил у него чертежный стол, на котором делались расчеты взрыва. На этом же столе зодчий работал над проектом охранных зон Ярославля и в том числе выполнял эскизы  Успенского собора. Словно  серебряная паутинка, прилетевшая из дальнего леса, незримая нить соединяет события прошлого и настоящего. И нить эта бесконечна, прерваться она не может.

Так сердечно любивший все русское, Виктор Маров с самого детства впитывал  токи родной земли. Родился он во Владимирской области, в Холуе. Затем семья переехала в Мстеру, где отец Виктора Федоровича работал главнмы инженером на фабрике. Слова-то какие- Холуй, Мстера, Палех... Веет от них стариной, Русью светлой. Виктор Маров талантами пошел в отца. И с самого раннего возраста проявил бойцовский характер. Весной в половодье разливались речки Клязьма, Мстерка да так, что дома в поселке который  называли Затон, где жила семья Маровых, заливало. Четырехлетний Витя вышел их дома и угодил под воду, мостки разрушились. Мальчишка нашелся в этой ситуации и выбрался из воды карабкаясь по столбу.
В первом классе Витя уже умел играть на мандолине. Во время войны  мальчик   выступал в госпиталях перед ранеными солдатами. У учительницы Елизаветы Алексеевны Овчинниковой на фронте погиб сын   и она подарила Виктору его аккордеон. И  парень освоил его самостоятельно. Играть на фортепиано учился по самоучителю. Маров часто удивлял своими поступками. В Ярославль зодчий привез из Москвы рояль.Купил в комиссионке и специально нанял грузовик, чтобы доставить его. А гармонь освоил , потому что хотел играть как аккомпаниатор Руслановой, с переборами. В деревне Осиновицы в Ростовском районе, где у Маровых дом, до сих пор лежит гармонь Виктора Федоровича. Он полностью разобрал ее, а затем собрал, чтобы понять как рождаются  эти чудесные наигрыши. В последние годы Маров играл на аккордеоне, но в деревне - только на гармошке. Сядет на крутой бережок, развернет меха и льются русские народные песни, песни военных лет, и музыка слышна далеко-далеко по реке. Деревенские говорили Маровым: " Что вам не жить, у вас по вечерам гармошка играет"...
Виктор Маров - дальний родственник знаменитого поэта Алексея Фатьянова. Они даже немного похожи друг на друга. Красивые русские лица, непокорные вьющиеся кудри, какая-то удаль в них обоих. Алексей Иванович,  как и Виктор Федорович, родился на Владимирской земле. Алексей Фатьянов был дружен с тетушкой Виктора Марова Елизаветой Алексеевной, она жила в поселке Станки между Вязниками и Мстерой, работала фельдшером. Фатьянов ездил в эти места на охоту и рыбалку и у нее останавливался. Виктор Федорович обожал стихи Фатьянова и часто пел песни на его стихи. Где бы ни работал Маров, везде он создавал хор русской народной песни. А в " Колхозпроекте" - эстрадный оркестр. Юрий Буканов играл на гитаре, Евгенйи Суровегин на контрабасе, а Виктор Маров на аккордеоне.  Получались не безликие корпоративные вечеринки, а настоящие праздники.
И дружил Виктор Федорович с истинными зодчими , очень теплые отношения были у него с архитектором Виктором Степановым, трагически погибшим несколько лет назад. Оба были певуны. Галине Васильевне врезалось в память как пели вместе два друга "Пчелочка златая, что же ты жужжишь, жужжишь..."
Талантливый человек талантлив во всем. Один из свадебных подарков Виктора Марова жене- шкатулочка, расписанная им самим  по рисункам известного палехского мастера Ивана Голикова.
Чудесны акварели Викора Марова- легкие, прозрачные. На акварелях  любимые памятники старых русских городов,Киева, Львова. Зодчий любил туманное утро, когда предметы постепенно обнажаются  и становятся более четкими.

Все увлечения делали жизнь Виктора Марова необычайно насыщенной , но конечно, главная его любовь- архитектура. Для того, чтобы сохранить памятники талантливый зодчий готов был на самоотверженные поступки. Тяжело было заполучить старинные планы Ярославля в Государственном архиве в Москве. Но Марову удалось убедить сотрудников, чтобы их дали. И он собственноручно, в течение нескольких часов чертил эти планы, не разгибая спины.
Чиновничья работа душила зодчего Марова. Из горисполкома, где работал поначалу, ушел в "Колхозпроект". Вот где он окунулся в Россиию. Маров приезжал из командировок, восхищенный русской природой и  людьми, живущими в деревне, как могли, они противостояли разрушению деревень.
Затем Маров опять перешел на руководящую работу, в замы главного архитектора города. Не со всяким начальством он мог ладить, не хотел приспосабливаться к твердолобым чиновникам, в открытую говорил правду. Впрочем, и чиновники бывают разные.  С Юрием Дмитриевичем Кирилловым, председателем горисполкома, зодчий находил общий язык.
Маров работал в реставрационных мастерских главным архитектором и директором. И полностью окунулся в стихию реставрации памятников. Но  и здесь не хотел мириться с барскими замашками начальства. Красную палату Ростовского Кремля видишь ли предоставь для Федора Лощенкова. Несколько лет Виктор Федорович возглавлял областное отделение общества охраны памятников истории и культуры и благодаря ему немало памятников спасено от разрушения.
Плодотворно работал Маров в институте"Гражданпроект". Когда уходил из института, каждой женщине в мастерской подарил свое стихотворение.Они бережно хранят эти строки.
В последние годы Виктор Маров преподавал на кафедре архитектуры в техническом унверситете, куда его пригласил профессор архитектуры Николай Кудряшов. Он же, кстати, посоветовал Виктору Федоровичу и создать книгу по архитектуре и градостроительству Ярославля.  Виктор Федорович очень  любил студентов и сожалел, что у многих из них нет средств для того, чтобы путешествовать. -Зодчий прежде всего должен уметь видеть,- говорил Виктор Федорович.
Маров  задумал книгу" Мои путешествия в архитектуру", которая, увы, не увидела свет. А в ней он бы написал о своих путешествиях по старым русским городам, о поездке в Самарканд вместе с мастером керамики Алексеем Егоровым. Виктор Федорович работал над  сводом памятников  области и много ездил по Ярославской земле вместе с семьей - с женой Галиной Васильевной и сыном Максимом. Он умел расположить к себе любого человека- мужичка на деревенской улице, бабушку у колодца. Ему всегда охотно рассказывали о истории мест, зданий.Кланялся он только простым деревенским старушкам, которых он очень любил, проникался их судьбами.
-Я не видела  людей, которые бы любили Россию так сильно, как Виктор Федорович Маров,- сказала о нем архитектор Ольга Мазанова. -Ярославлю посчастливилось, что он приехал сюда..
В последние годы своей жизни Виктор Федорович с болью говорил о судьбе России, тяжело воспринимая отечественные катаклизмы.- Огромную страну как лайнер в океане на полном ходу развернули и бросили руль,- говорил он. И писал свои проникновенные стихи:

Едем- едем,
                 кружим по проселку,
долог-долог
                   к заветному путь!
как телега, скрипя
                            к колее приспособилась Совесть
и, дорогу вспылив
                            затуманила Видимость Суть!

На вечере памяти, организованным областным и городским отделениями общества охраны памятников истории и культуры и ярославским отделением Союза архитекторов, прозвучало предложение - проводить в Ярославле Маровские чтения. Эти чтения будут интересны не только архитекторам, но и историкам, краеведам, художникам, всем, кому небезразлична история и архитектура Ярославля. Вдова Виктора Федоровича Марова Галина Васильевна мечтает издать книгу мужа, в которой были бы собраны его стихи, рассказы, акварели. Книга получится замечательная, все произведения в  ней  созданы талантливым человеком, зодчим. Будем надеяться, что идею книги поддержат друзья, коллеги Виктора Федоровича Марова.

Лариса Фабричникова.  

2006 год.

No comments yet