Не надо «ля»

«Пока дышу - надеюсь»
Блог Бориса Лившица

Детская площадка.

                               детиИгра первая.

ИГРА ПЕРВАЯ.

 

(Появляются дети и перестраивают детскую площадку так, что она превращается в класс. На взрослой половине сначала появляется отец маленького Джимми. А потом и Учитель).

 

 Учитель. (Он стоит на взрослой половине. Подходит к отцу). В эту школу я попал случайно. Заболел знакомый учитель, и меня попросили заменить его. Поверьте, мне хватило двух дней, чтобы возненавидеть всё на свете. Я даже не понял, с чего это всё началось. Они... они почти не смотрели на меня, и каждый занимался своим делом, как будто это вовсе не школа.

 Отец. И что же вы?

 Учитель. Тогда я взял в руки линейку.

 Отец. Вы их били?

 Учитель (не слушая его). Иногда мне кажется, что дети – это захватчики, явившиеся из другого мира, что это чудовища, которых дьявол вышвыривает из преисподней, потому что не может совладать с ними...

 (Задумывается. И вдруг неожиданно "прорывается" в класс на детской половине).

 ... Вы принадлежите к совсем другой рассе. Отсюда ваши интересы, ваши принципы, ваше непослушание. Вы – не люди! Вы – дети! И, пока не станете взрослыми, у вас не дожно быть никаких прав и никаких привилегий!

 (Дети встают со своих мест. Переглядываются и перешёптываются).

 Учитель. Эй, вы о чём там шепчетесь?

 Первый мальчик. Вы нам не нравитесь. Вот о чём мы шепчемся.

 Учитель. Я люблю правду. Спасибо за честность. Но я не терплю дерзостей. Ты останешься сегодня после уроков и вымоешь все парты в классе... Вы у меня поймёте, что, когда получаешь линейкой по рукам, это не фантазия, не волшебная сказка и не рождественский подарок! Ну, напугал я вас? То-то! Вы этого заслуживаете. Я хочу, чтобы вы не забывали, где находитесь. И запомните – я вас не боюсь. Я вас не боюсь!

(С последними словами Учитель переходит, постоянно оглядываясь, на взрослую половину, и свет на этой стороне сцены гаснет. Детская же половина ярко освещена. Дети играют. Здесь нужен танец. Зажигательный, и вместе с тем наивный.

 Некоторое время за танцем-игрой наблюдает Учитель).

 Учитель. Что вы здесь делаете? А ну, подойди сюда и объясни, чем вы занимались, когда я подошёл.

 Первая девочка. Играли в "отраву".

 Учитель. В "отраву"? Так-так, и что же это за игра?

 (Заиграла музыка и девочка показала несколько па из танца).

 - А ну вернись сейчас же!

 Первая девочка. Я же показываю вам, как играют в отраву: если мы подходим к "покойнику", мы через него перепрыгиваем. Мы будто были понарошку с ним знакомы. Страшно его ненавидим.

 Второй мальчик. Мы от него убегаем, прячемся.

 Третий мальчик. Если захотим, то придумываем какое-нибудь средство, чтобы отомстить.

 Четвёртая девочка. И тогда мы его "травим".

 Учитель. Что-что?

 Первая девочка. Травим! (Все вместе: ТРАВИМ!)

 Учитель. Покойники, могилы, отрава... Откуда вы всё это взяли?

 Вторая девочка. Видите? Вот на той плите указаны имена двух покойников.

 Учитель. Это просто смешно. Здесь написаны имена подрядчиков, которые делали плиты для этого тротуара.

 Третья девочка. А вот и нет! Это... это те, кто не ...

 Учитель. Перестаньте болтать ерунду! Марш по домам! За уроки!

 (Учитель убегает. Дети и испуганы, и растеряны).

 Третья девочка. Но он ведь не дослушал. "Отравленный" умирает, исчезает, а потом превращается в маленького ребёнка.

 Четвёртый мальчик. Ему даётся ещё один шанс прожить свою жизнь, но по-другому...

 

(Свет на сцене сначала вспыхнул, но потом постепенно потускнел. Почти темно. В кресле на взрослой половине сидит учитель. Судорожно что-то пьёт)

 

 Учитель. Они меня не тронут, не посмеют тронуть... Глупости всё это... Скоро я уеду от них. Скоро я...

 

(На детской площадке замигали фонарики. Там темно).

 

Первый мальчик. Замри!

 

(К сцене подходит Автор. Но на сцену не поднимается. У него в руках книга. Читает, обращаясь к залу).

 

Автор. "Что-то стукнуло в окно. Учитель поднял глаза и увидел белый череп. Дело было в пятницу, в восемь вечера. Позади была долгая, трудная неделя в школе. А тут ещё перед домом вырыли котлован – надумали менять водопроводные трубы... Но, слава Богу! Трубы уложены. Завтра рабочие зароют котлован и сделают новую цементную мостовую. Плиты уже привезли...

 Учитель. Может быть, тогда эти чудовища найдут себе другое место для игр!

 Автор. ...Но вот сейчас за окном белел череп. Не было сомнения, что чья-то маленькая рука двигала его и постукивала им по стеклу. За окошком слышалось приглушённое хихиканье...

 

(Тревожная, "детективная" музыка. На сцене яростное мелькание фонариков. Свет то вспыхивает, то гаснет)

 Второй мальчик. Мистер Ховард, наш новый учитель, выскочил на улицу и увидел нас.

 Третий мальчик. Он ругается на чём свет стоит!

 Четвёртый мальчик. Он бросается за нами вдогонку в сторону котлована.

 Третья девочка. Ему показалось, что мальчишки перешагнули через что-то невидимое, но он не успел ничего обдумать, ускорил бег, его нога за что-то зацепилась...

 Автор. ...и он рухнул в котлован. "Верёвка..." – пронеслось у него в сознании, прежде чем он со страшной силой ударился головой о трубу...

 ...Утром, как обычно, хозяйка постучала в дверь мистера Ховарда, держа в руках поднос с кофе и румяными булочками. "Странное дело, - сказала она оглядевшись. – Куда мог подеваться мистер Ховард?" Взрослые – люди невнимательные. Они не обращают внимание на детей, которые играют в "отраву" на улице.

 (На сцене два мальчика. На границе между взрослой и детской половиной. Они смотрят на "плиту").

 Мальчик №1. Вилли, а кто это "мистер Ховорд"?

 Мальчик №2. Не знаю, наверное, тот человек, который делал эту плиту.

 Мальчик №1. А почему так неровно написано?

 Мальчик №2. Откуда я знаю! Ты "отравился"! Ты наступил!

 Отец. (появляется вместе с сестрой на взрослой половине) А ну-ка, дети дайте пройти! Что за привычка устраивать игры прямо на дороге!

 

Диалог между играми.

 Отец. Так значит, вот где будет играть мой Джимми?

 Сестра. Завтра я отведу его сюда.

 Отец. Отведёшь Джимма? На эту площадку?

 Сестра. Разве ты против?

 Отец. Да ты видела эту площадку? Чёрт возьми, Кэрол, я хотел сказать, видела ли ты детей, что играют на ней? Да ведь это же банда живодёров!

 Сестра. Это всё дети из приличных семей. И ты прекрасно знаешь, что это самая приличная детская площадка поблизости.

 Отец. Мне безразлично, какая она. Я знаю, что к концу первого дня от Джимма останутся только ножки да рожки.

 Сестра. Ты преувеличиваешь.

 Отец. Я говорю совершенно серьёзно.

 Сестра. Но не можешь же ты лишить Джимма детства. Он должен пройти через это. Ну и что, если его немного поколотят? И он сам поколотит других. Ведь это же мальчишки! Это самая счастливая пора детства.

 Отец. Говорю тебе, что я и близко не подпущу его к площадке.

 Сестра. Чарли! В таком случае ему придётся пройти через это в школе. Лучше пусть привыкнет сейчас.

 Отец. К чему привыкнуть?! Они ведь толкаются и дерутся, как настоящие гестаповцы! Это всё равно что отвести Джимма на мельницу и сунуть головой в жернова. При одной только мысли, что Джимм должен играть на этой живодёрне, у меня кровь стынет в жилах!..

 Голос Джимма. Хочу туда!

 Отец. Нет, Джимм, нет, ты не хочешь туда!

 Голос Джима. Хочу играть, папа! Хочу играть!

 Отец. Нет, Джимм! Ты никогда не будешь там, пока в моих силах помешать этому.

 (Плач Джимма – сигнал для Детской площадки. Выходят дети и превращают её в нечто фантастическое. Один из мальчишек отделился от группы и направился к границе).

 Том. Эй, Чарли! А я тебя знаю.

 Отец. Э-э, ты похож на сына Томаса Маршала, моего сослуживца. Твоё лицо...

 Том. До завтрашнего вечера, Чарли!

 Голос сына. Хочу туда! На площадку!

 

 (Дети поют песню на стихи Иосифа Бродского).

 Мы хотим играть на лугу в пятнашки,

 Не ходить в пальто, но в одной рубашке.

 Если вдруг на дворе будет дождь и слякоть,

 Мы, готовя уроки, хотим не плакать.

 Мы учебник прочтём вопреки заглавью.

 То, что нам приснится, и станет явью.

 Мы полюбим всех, и в ответ – они нас...

 Это самое лучшее: плюс на минус.

 Потому что у куклы лицо в улыбке.

 Мы, смеясь, свои совершим ошибки.

 И тогда живущие на покое

 Мудрецы нам скажут, что жизнь такое...

 

 

 

 


Комментарии

Нет комментариев

Добавить комментарий

Эта запись закрыта для добавления комментарив.