Не надо «ля»

«Пока дышу - надеюсь»
Блог Бориса Лившица

Мысль вслух.

km  Для колонки в "Культурной эволюции"

pw

 

 

 

 

...Конец октября я провёл с Эдуардом Багрицким.

Именно в это время наступил сезон дождей. Они – дожди – желанны круглый год, а проливаются блаженно, словно манна небесная, только когда уже невмоготу от устойчиво-иссушающей жары...

 

...А Багрицкий, будто гость из "Папиросного коробка", - не уходит. У меня иногда возникает ощущение, что поэты, ушедшие из жизни не по старости – дуэль, пуля на войне, верёвка, бритва, ещё пуля, но уже сам курок нажимает или кому-то хочется это сделать вместо него, болезнь, - живут в параллельном мире и пытаются как-то с нами связаться. Иногда получается. И уже у совсем другого поэта вдруг проявляется пушкинское или лермонтовское, мандельштамовское или есенинское, маяковское или багрицкое...

 

...Разверзлись хляби небесные – и запах после дождя такой терпкий! Когда нежданная тишина и крупные капли застывают на листьях лимона.... Ловлю себя на мысли, что цитирую священное писание, уже не иронизируя, не ради красного словца, а осознанно – трудно обойтись без библейских метафор.

А ещё вот почему. Меня в моём маленьком домишке навестила одна из любимых моих учениц. Поломничала с семьёй. Про саму встречу говорить не стану: трогательно, мило, сентиментально! Со слезами и долгими рассказами.

А на прощание она подарила совершенно замечательное издание "Библии". Эдакий дорожный вариант. Отменная тонкая бумага, а сама Книга спрятана в кожаный футляр. И я опять возвратился к давнишним мыслям и вопросам.

Вот теперь, казалось бы, всё по закону, по правилам: еврей (правда, 40 лет прожил в России – Моисей, дошедший до своей земли), живёт в Израиле (хотя при определённых обстоятельствах мог оказаться и в любой другой стране), учителем русского языка и литературы был и в России, и в Израиле (предмет только назывался иначе – "Русский язык как иностранный"), атеист, но не воинствующий, частенько заглядывающий на страницы священной Книги...

fg

 

...Кто ищет меня в Ханаанской долине?

Кто молнии мечет и путает след?..

Иосиф без братьев, Самсон без Далилы

И я в ожидании бед...

 

Это предотъездное. Больное... И опять вспомнился мне Багрицкий, опять приснилось мне его стихотворение, которое часто читаю своим ученикам.

 

ПРОИСХОЖДЕНИЕ

 

Я не запомнил — на каком ночлеге

Пробрал меня грядущей жизни зуд.

Качнулся мир.

Звезда споткнулась в беге

И заплескалась в голубом тазу.

Я к ней тянулся... Но, сквозь пальцы рея,

Она рванулась — краснобокий язь.

Над колыбелью ржавые евреи

Косых бород скрестили лезвия.

И все навыворот.

Все как не надо.

Стучал сазан в оконное стекло;

Конь щебетал; в ладони ястреб падал;

Плясало дерево.

И детство шло.

Его опресноками иссушали.

Его свечой пытались обмануть.

К нему в упор придвинули скрижали —

Врата, которые не распахнуть.

Еврейские павлины на обивке,

Еврейские скисающие сливки,

Костыль отца и матери чепец —

Все бормотало мне:

— Подлец! Подлец!—

И только ночью, только на подушке

Мой мир не рассекала борода;

И медленно, как медные полушки,

Из крана в кухне падала вода.

Сворачивалась. Набегала тучей.

Струистое точила лезвие...

— Ну как, скажи, поверит в мир текучий

Еврейское неверие мое?

Меня учили: крыша — это крыша.

Груб табурет. Убит подошвой пол,

Ты должен видеть, понимать и слышать,

На мир облокотиться, как на стол.

А древоточца часовая точность

Уже долбит подпорок бытие.

...Ну как, скажи, поверит в эту прочность

Еврейское неверие мое?

Любовь?

Но съеденные вшами косы;

Ключица, выпирающая косо;

Прыщи; обмазанный селедкой рот

Да шеи лошадиный поворот.

Родители?

Но, в сумраке старея,

Горбаты, узловаты и дики,

В меня кидают ржавые евреи

Обросшие щетиной кулаки.

Дверь! Настежь дверь!

Качается снаружи

Обглоданная звездами листва,

Дымится месяц посредине лужи,

Грач вопиет, не помнящий родства.

И вся любовь,

Бегущая навстречу,

И все кликушество

Моих отцов,

И все светила,

Строящие вечер,

И все деревья,

Рвущие лицо,—

Все это встало поперек дороги,

Больными бронхами свистя в груди:

— Отверженный!

Возьми свой скарб убогий,

Проклятье и презренье!

Уходи!—

Я покидаю старую кровать:

— Уйти?

Уйду!

Тем лучше!

Наплевать!

 

 

А с ним, с моим засидевшимся гостем, вдруг заспорил другой гость (и откуда только взялся?). Давид Самойлов. Из любимых. Он часто на мои вопросы вместо меня отвечает:

 

l,

 

Еврейское неистребимо семя.

И как его жестоко не полоть,

Мы семь столетий имя, а не племя,

Страданье воплотившееся в плоть.

Ответственны за все грехи Востока,

Испании, Германии, Руси,

Не требуй же теперь за око око,

Глас вопиющего не голоси.

Пощады нет ни старцам, ни младенцам.

И каждый сильный слаб, а слабый яр.

Дымит, дымит невиданный Освенцим

И ямы разверзает Бабий Яр.

Но если в целовецах мир настанет,

И ближнего не оскорбит никто,

Пускай нас до последнего не станет,

Я отпер дверь. И застегнул пальто.

 

...Где я? Что я? А что дальше?..

Судя по всему, завтра опять будет дождь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Комментарии

Нет комментариев

Добавить комментарий

Эта запись закрыта для добавления комментарив.