Не надо «ля»

«Пока дышу - надеюсь»
Блог Бориса Лившица

МЫСЛЬ ВСЛУХ. Заметные имена сегодняшней поэзии. Пост второй.

ак 

А это МОЙ поэт! БАХЫТ КЕНЖЕЕВ!

 

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА

От райской музыки и адской простоты,

от гари заводской, от жизни идиотской

к концу апреля вдруг переживаешь ты

припадок нежности и гордости сиротской –

Бог знает чем гордясь, Бог знает что любя –

дурное, да свое. Для воронья, для вора,

для равноденствия, поймавшего тебя

и одолевшего, для говора и взора –

дворами бродит тень, оставившая крест,

кричит во сне пастух, ворочается конюх,

и мать-и-мачеха, отрада здешних мест,

еще теплеет в холодеющих ладонях.

Ты слышишь: говори. Не спрашивай, о чем.

Виолончельным скручена ключом,

так речь напряжена, надсажена, изъята

из теплого гнезда, из следствий и тревог,

что ей уже не рай, а кровный бег, рывок

потребен, не заплата и расплата –

так калачом булыжным пахнет печь

остывшая, и за оградой сада

ночь, словно пестрый пес, оставленный стеречь

деревьев сумрачных стреноженное стадо...

 

ПРЕДЛОЖНЫЙ ПАДЕЖ

 

Кенжеев часто пишет так, как будто ему кто-то возражает. То ли жизнь, то ли степь, то ли Россия. Семинары как раз и предназначены для ведения споров, которые в стихах Кенжеева никогда не кончатся. Споры — то есть диалоги. Диалогические монологи. Муза риторики здесь встречается с просто музой.

 Александр Касымов. В тесноте отступающих лет...

// Знамя, 2000, №11

 

 Пожалуй, трудно назвать более цельного поэта… И, кстати, менее поддающегося внятному аналитическому разбору — Кенжеев принадлежит к тем поэтам, которых трудно спародировать: его манера неуловима в своей традиционности и в то же время “особости”

 Мария Галина

 

 Кенжеев — легкий поэт. И поэзия его легкая. В том числе и в том старинном, двухсотлетней давности — Батюшкова да Вяземского — смысле: сплошные безделки — элегии (пусть не в буквальном обозначении жанра, но по духу Кенжеев — поэт элегический), послания, перечисления любимых мелочей, вальяжное слежение за календарем, хотя бы даже отсчитывающим эсхатологическое время…

 Ольга Лебедушкина. Поэт как Теодор

// Дружба народов, 2007, №11

 

А. В.

 
 
Век обозленного вздоха,
     провинциальных затей.
     Вот и уходит эпоха
     тайной свободы твоей.
     Вытрем солдатскую плошку,
     в нечет сыграем и чет,
     серую гладя обложку
     книги за собственный счет.
 
     Помнишь, как в двориках русских
     мальчики, дети химер,
     скверный портвейн без закуски
     пили за музыку сфер?
     Перегорела обида.
     Лопнул натянутый трос.
     Скверик у здания МИДа
     пыльной полынью зарос.
 
     В полупосмертную славу
     жизнь превращается, как
     едкие слезы Исава
     в соль на отцовских руках.
     И устающее ухо
     слушает ночь напролет
     дрожь уходящего духа,
     цепь музыкальных длиннот...

 

 

x x x

 
 
     Любому веку нужен свой язык.
     Здесь Белый бы поставил рифму "зык".
     Старик любил мистические бури,
     таинственное золото в лазури,
     поэт и полубог, не то что мы,
     изгнанник символического рая,
     он различал с веранды, умирая,
     ржавеющие крымские холмы.
 
     Любому веку нужен свой пиит.
     Гони мерзавца в дверь - вернется через
     окошко. И провидческую ересь
     в неистовой печали забубнит,
     на скрипочке оплачет времена
     античные, чтоб публика не знала
     его в лицо, - и молча рухнет на
     перроне Царскосельского вокзала.
 
     Еще одна: курила и врала,
     и шапочки вязала на продажу,
     морская дочь, изменница, вдова,
     всю пряжу извела, чернее сажи
     была лицом. Любившая, как сто
     сестер и жен, веревкою бесплатной
     обвязывает горло - и никто
     не гладит ей седеющие патлы.
 
     Любому веку... Брось, при чем тут век!
     Он не длиннее жизни, а короче.
     Любому дню потребен нежный снег,
     когда январь. Луна в начале ночи,
     когда июнь. Антоновка в руке
     когда сентябрь. И оттепель, и сырость
     в начале марта, чтоб под утро снилась
     строка на неизвестном языке.
 
 

x x x

 
 
     Не горюй. Горевать не нужно.
     Жили-были, не пропадем.
     Все уладится, потому что
     на рассвете в скрипучий дом,
 
     осторожничая, без крика,
     веронала и воронья,
     вступит муза моя - музыка
     городского небытия.
 
     Мы неважно внимали Богу -
     но любому на склоне лет
     открывается понемногу
     стародавний ее секрет.
 
     Сколько выпало ей, простушке,
     невостребованных наград.
     Мутный чай остывает в кружке
     с синей надписью "Ленинград".
 
     И покуда зиме в угоду
     за простуженным слоем слой
     голословная непогода
     расстилается над землей,
 
     город, вытертый серой тряпкой,
     беспокоен и нелюбим -
     покрывай его, ангел зябкий,
     черным цветом ли, голубым, -
 
     но пройдись штукатурной кистью
     по сырым его небесам,
     прошлогодним истлевшим листьям,
     изменившимся адресам,
 
     чтобы жизнь началась сначала,
     чтобы утром из рукава
     грузной чайкою вылетала
     незабвенная синева.
 

 

 


Комментарии

Нет комментариев

Добавить комментарий

Эта запись закрыта для добавления комментарив.