Не надо «ля»

«Пока дышу - надеюсь»
Блог Бориса Лившица

МЫСЛЬ ВСЛУХ. Об одиннадцатой заповеди.

 

ир

У Варлама Шаламова как-то спросили, какую бы он добавил заповедь к библейским десяти. И он сказал: "Не учи".

юй

Вот не было меня рядом с тем, кто спрашивал, а теперь сиди и размышляй: что имел ввиду писатель.

 Не поучай? Ты ведь не пророк, не гуру, не высокопоставленный чиновник.

Преклоняться никто не будет. Сходить с ума от весомого слова никто не станет. Даже взятку никто не предложит.

 

Не наставляй? Если о дочери, то она уже настолько мудра и смела, что сама наставляет меня. Здесь же ильфопетровское "не учите меня жить, а лучше помогите материально". С женой проще. За тридцать четыре года совместной жизни мы настолько "перемешались", что чаще молчим друг с другом, прекрасно всё понимая.

 

Дальше удобнее так: Учить (что), выучить. изучить, учиться, выучиться, научиться, разучивать, проходить, твердить, долбить, зубрить, штудировать, усваивать, перенимать, приглядываться к чему. Он теперь приготовляет урок. Он слегка его (итальянского языка) нахватался во время своего последнего путешествия. Тург. Он и глуп не был и понабрался кое-чего. Нахватался верхушек, прочел книжонку — и задрал нос. Гл. Успенск. Напитался дурными правилами. Он эти понятия всосал с молоком матери. Она была нашпигована романами с детства. Повторять зады. Ср. Узнавать.

 

Учить (кого), обучать, образовывать, научать, приучать, наставлять, просвещать, преподавать, показывать, знакомить, вразумлять, вдолбить, вколотить, втемяшить, гвоздить (в голову); подготовлять, направлять, дрессировать, выдерживать, натаскивать, выезжать (лошадь); муштровать, школить, манежить; надоумить, образумить, умудрить. Учить уму-разуму. Профессор N читает химию. Покажи ему вычитание. Втолкуй ему это. Сколько ему в голову ни гвозди, все напрасно. Направить (наставить) кого на путь (на путь истины), вывести из заблуждения, открыть глаза. Ср. Воспитывать, Приготовлять, Водить, Внушать и Наказывать.

См. наказывать

***

 

Уверяю вас, что все синонимы перебрал. Плотно, эдак, размышлял. Многое подходит. Только вот для кого? Для чего? А потом, после вопросов без ответов, перелистываю сборник стихов Варламова. Читаю. А вопросов становится ещё больше…

 

ВОСПОМИНАНИЕ О ЛИКБЕЗЕ

Он – черно-белый, мой букварь,

Букварь моей судьбы:

«Рабы – не мы. Мы – не рабы» –

Вот весь его словарь.

 

Не мягкий ход полутонов:

«Уа, уа, уа», –

А обновления основ

Железные слова.

 

Я сам, мальчишка-педагог,

Сижу среди старух,

Старухам поднимаю дух,

Хоть не пророк, не Бог.

 

Я повторяю, я учу,

Кричу, шепчу, ворчу,

По книге кулаком стучу,

Во тьме свечой свечу.

 

Я занимаюсь – сутки прочь!

Не ангел, не святой,

Хочу хоть чем-нибудь помочь

В сраженье с темнотой.

 

Я ликвидатор вечной тьмы,

В моих руках – букварь:

«Мы – не рабы. Рабы – не мы».

Букварь и сам – фонарь.

 

Сраженье с «чрез», и «из», и «без»,

Рассеянных окрест,

И называется «ликбез»,

Где Маша кашу ест.

 

И тихо слушает весь класс

Мне важный самому

Знакомый горестный рассказ

«Герасим и Муму».

 

Я проверяю свой урок

И ставлю балл судьбе,

Двухбалльною системой мог

Отметку дать себе.

 

Себе я ставлю «уд.» и «плюс»

Хотя бы потому,

Что силой вдохновенья муз

Разрушу эту тьму.

 

Людей из вековой тюрьмы

Веду лучом к лучу

«Мы – не рабы. Рабы – не мы» –

Вот все, что я хочу.

 

И для себя решаю: не учи, но учись!

 


Комментарии

Нет комментариев

Добавить комментарий

Эта запись закрыта для добавления комментарив.