"СЮЖЕТ. 1. С. в лит-ре — отражение динамики действительности в форме развертывающегося в произведении действия, в форме внутренне-связанных (причинно-временной связью) поступков персонажей, событий, образующих известное единство, составляющих некоторое законченное целое. С. есть форма развертывания темы, характерная гл. обр. для драматических и повествовательных произведений; в них С. составляет динамический стержень композиции..."
Из Литературной энциклопедии.
…У меня уже и слово двадцать третье было готово ("ЧУДО"), и я почти знал, про что буду писать, и лицо друга чётко себе представил (когда пишу, то непременно представляю себе, что с другом общаюсь)… Только вот обстоятельства помешали моей работе. Точнее, заставили думать совсем о другом. Мой собеседник куда-то испарился, оставив после себя лёгкое недоумение, а я спустился на землю.
Сижу в учительской. До начала уроков ещё почти час. Вбегает преподаватель по истории искусств и почти насильно усаживает меня в кресло. Я понимаю, что ей непременно нужно кому-то что-то рассказать, иначе утро покажется испорченным. Как вести себя в такой ситуации я уже давно знаю. Наклеиваю улыбку а-ля Басилашвили из "Осеннего марафона", устраиваюсь в кресле поудобнее и в нетерпении моргаю глазами…
Рассказ меня потряс. И, как только учительскую стали наполнять коллеги, спрятался в компьютерной комнате, спешно набрасывая на бумаге сюжет будущего рассказа.
Вот эта запись.
В послевоенную Прагу возвращается молодая еврейка, пережившая Холокост. В свою квартиру в Еврейском квартале. Во время войны эту квартиру, по всей видимости, занимал высокий немецкий чин. Девушка, осматривая своё жильё, нашла на столе "чёрную" руку. Протез. Что с ней делать? Подруга посоветовала отвезти в бюро находок. Там старый еврей-приёмщик вполне естественно удивляется наивности девушки. "Боже, да кому сейчас нужна эта фашистская "чёрная" рука?! Лучше пошейте из неё пару хороших туфлей".
Через какое-то время девушка получает письмо от того самого немца. Мол, верните дорогую моему сердцу руку.
А вот накось – выкусь, гадина фашистская!
Сшила туфли. Им сносу не было долгие годы.
…В Праге я никогда не был. И, может быть, поэтому первое время в сознании никак не выстраивалось место действия. Ни фантазия, ни фотографии, ни рассказы заядлых туристов – ничто не помогало "увидеть" этот город. Да к тому же ещё и послевоенный.
Прошло несколько месяцев, и сюжет постепенно стал мифологизироваться. (Простите за неудобоваримое слово). И я уже сам превращался в рассказчика, и с разной степенью убедительности, расцвечивая и привирая, убеждал слушателей, что это истинная правда, что если не из первых, то из вторых рук (уст?) стопроцентно…
Для меня всё это обозначало одно: рассказ написан не будет…
Вот вам и чудо!
Комментарии
Нет комментариев