Не надо «ля»

«Пока дышу - надеюсь»
Блог Бориса Лившица

Слово двадцать третье. СЮЖЕТ.

ЛШ 

 

"СЮЖЕТ. 1. С. в лит-ре — отражение динамики действительности в форме развертывающегося в произведении действия, в форме внутренне-связанных (причинно-временной связью) поступков персонажей, событий, образующих известное единство, составляющих некоторое законченное целое. С. есть форма развертывания темы, характерная гл. обр. для драматических и повествовательных произведений; в них С. составляет динамический стержень композиции..."

Из Литературной энциклопедии.

жй 

…У меня уже и слово двадцать третье было готово ("ЧУДО"), и я почти знал, про что буду писать, и лицо друга чётко себе представил (когда пишу, то непременно представляю себе, что с другом общаюсь)… Только вот обстоятельства помешали моей работе. Точнее, заставили думать совсем о другом. Мой собеседник куда-то испарился, оставив после себя лёгкое недоумение, а я спустился на землю.

Сижу в учительской. До начала уроков ещё почти час. Вбегает преподаватель по истории искусств и почти насильно усаживает меня в кресло. Я понимаю, что ей непременно нужно кому-то что-то рассказать, иначе утро покажется испорченным. Как вести себя в такой ситуации я уже давно знаю. Наклеиваю улыбку а-ля Басилашвили из "Осеннего марафона", устраиваюсь в кресле поудобнее и в нетерпении моргаю глазами…

Рассказ меня потряс. И, как только учительскую стали наполнять коллеги, спрятался в компьютерной комнате, спешно набрасывая на бумаге сюжет будущего рассказа.

Вот эта запись.

В послевоенную Прагу возвращается молодая еврейка, пережившая Холокост. В свою квартиру в Еврейском квартале. Во время войны эту квартиру, по всей видимости, занимал высокий немецкий чин. Девушка, осматривая своё жильё, нашла на столе "чёрную" руку. Протез. Что с ней делать? Подруга посоветовала отвезти в бюро находок. Там старый еврей-приёмщик вполне естественно удивляется наивности девушки. "Боже, да кому сейчас нужна эта фашистская "чёрная" рука?! Лучше пошейте из неё пару хороших туфлей".

Через какое-то время девушка получает письмо от того самого немца. Мол, верните дорогую моему сердцу руку.

А вот накось – выкусь, гадина фашистская!

Сшила туфли. Им сносу не было долгие годы.

 

…В Праге я никогда не был. И, может быть, поэтому первое время в сознании никак не выстраивалось место действия. Ни фантазия, ни фотографии, ни рассказы заядлых туристов – ничто не помогало "увидеть" этот город. Да к тому же ещё и послевоенный.

Прошло несколько месяцев, и сюжет постепенно стал мифологизироваться. (Простите за неудобоваримое слово). И я уже сам превращался в рассказчика, и с разной степенью убедительности, расцвечивая и привирая, убеждал слушателей, что это истинная правда, что если не из первых, то из вторых рук (уст?) стопроцентно…

Для меня всё это обозначало одно: рассказ написан не будет…

Вот вам и чудо!


Комментарии

Нет комментариев

Добавить комментарий

Эта запись закрыта для добавления комментарив.